| ||||||
Концерты Вивальди-оркестр в ДК "Мир"На торжественном собрании в честь 56-летия ОИЯИ выступил Российский государственный академический камерный "Вивальди-оркестр", который в 1989 создала скрипач и педагог Светлана Безродная. Первое выступление коллектива состоялось 5 мая 1989 года, в 1994-м он получил звание академического, а в 1996-м его организатор - звание Народной артистки России."Вивальди-оркестр" - единственный в своем роде на российских подмостках: в его составе только представительницы прекрасного пола. Светлана не скрывает, что и состав, и название - это ремейк женского оркестра, который Антонио Вивальди создал при монастыре Сан Пиета в Венеции в начале XVIII века. При этом могу с уверенностью сказать, что расположение музыкантов на сцене тоже непривычное. Первая и вторая группы скрипок (по 4) по левой и правой стороне, в центре 4 виолончели, за ними слева 2 контрабаса, справа 2 альта, за ними еще ударные и аккордеон. По левому краю сцены пианистка, по совместительству она играет и на клавесине. А главное, что бросается в глаза, Светлана управляет оркестром не дирижерской палочкой, но со скрипкой в руках. В своей жизни я такое видел только раз - около сорока лет назад на фестивале "Пражская весна", когда впервые в Праге гастролировали "Виртуозы Москвы" и со скрипкой в руках выступал Владимир Спиваков. Для публики это было что-то невиданное (я был на том концерте с супругой). Второй раз я слушал "Виртуозов" и Спивакова в Дубне, в ДК "Мир", но у нас обоих волосы к этому времени уже поседели, а Спиваков заменил скрипку на дирижерскую палочку. Вернемся к выступлению. Концертную программу Светлана вела сама, и между прочим сказала, что составить ее было непросто, но в конце концов решила сделать подборку из концертного репертуара оркестра. Ее конферанс не уступал музыке в артистизме. Естественно, программа началась с Вивальди, продолжилась Моцартом, Брамсом, Штраусом с его "Павловскими сезонами" и множеством музыкальных шедевров 20-го века, в том числе и сочинениями Чарли Чаплина. Отходя от строгих оркестровых канонов, исполнители успешно театрализовали целый ряд номеров, например "чардаш" и знаменитую музыку Жака Оффенбаха, а Светлана даже пританцовывала на сцене. Любителям вокала, несомненно, пришлось по душе появление на сцене единственного мужчины Сержа Полянского, чей голос и сценический образ составили единое целое с замечательным оркестром. Зал рукоплескал. Это была блистательная программа, настоящий гимн Любви, которая, как заметила Светлана, освещает наш путь всегда. Спасибо всем, кто постарался, чтобы "Вивальди-оркестр" приехал в Дубну. Светлана Безродная обещала к нам вернуться. Блистательный дуэтКонцерт камерной музыки состоялся при содействии российского общества Э. Грига и посольства Королевства Норвегии в России в четверг 22 марта в Доме ученых ОИЯИ. Гости - заслуженный артист России, лауреат конкурса им. Чайковского, солист Московской филармонии Александр Загорицкий - виолончель, и глава международного общества Эдварда Грига и международного конкурса имени Э.Грига, кавалер ордена Рыцаря Святого Улафа, профессор высших школ музыки в Осло и Ганновере Эйнар Стин-Ноклеберг - фортепиано.В первом отделении были сыграны семь вариаций из оперы Моцарта "Волшебная флейта" для виолончели и фортепиано, сочинение Л.Бетховена (1770-1827) на сонату для виолончели и фортепиано ля мажор С.Франка (1822-1890). Во втором отделении мы слушали сонату для виолончели и фортепиано норвежского композитора Д.М.Юхансена (1888-1974). Представляя композитора и его произведение, Эйнар сказал, что Юхансен воспитан на музыке Грига, но, в отличие от Грига, жившего на берегу моря, на его музыкальное творчество повлиял ландшафт внутренней Норвегии с множеством речушек, похожий на окрестности Дубны. Затем было исполнено сочинение Д.Шостаковича (1906-1975), соната для виолончели и фортепиано, посвященная В.Л.Кубацкому, известному советскому виолончелисту и педагогу. После столь сложного сочинения как нельзя кстати для поднятия настроения оказался "Блестящий полонез" Ф.Шопена (1810-1849). На бис Эйнар исполнил небольшое произведение Э.Грига, о котором заметил, что Григ его сочинил, проснувшись от зимнего сна. В завершение концерта - дуэт, короткое сочинение Шумана. Эта великолепная пара в Дубне концертировала впервые, и я надеюсь, что мы их еще услышим. Органист из ШтутгартаКонцерт органной музыки состоялся в пятницу 23 марта в Хоровой школе мальчиков и юношей. Исполнитель Людгер Ломанн (Германия) посвятил свое выступление дню рождения Баха (21 марта). Иосиф Бродский сказал: "В каждой музыке - Бах, в каждом из нас - Бог". А двадцатилетний Мендельсон, который после почти столетнего забвения озвучил музыку Баха, заметил: "Этот лейпцигский кантор - Божье явление, ясное и все же необъяснимое".В первом отделении в переполненном зале прозвучали Феликс Мендельсон-Бартольди (1809-1847) - прелюдия и фуга до минор, Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) - трио-соната до мажор и Роберт Шуман (1810-1856) - четыре фуги из шести на имя B-A-C-H. Во втором отделении были исполнены сочинения И.С.Баха фантазия и фуга соль минор, Ф.Мендельсона-Бартольди соната №6 ре минор на хорал - "Отче наш" и Ференца Листа (1811-1886) прелюдия и фуга на имя B-A-C-H. Отличный концерт, такого стечения публики я в этом зале не помню. Людгер Ломанн - один из самых авторитетных интерпретаторов романтичной органной музыки. Почти четверть века он занимал пост органиста в штутгартском католическом соборе Св. Эберхарда, с 1983 года ведет класс органа в Высшей школе музыки Штутгарта. В эти дни в Москве проходил очередной фестиваль органной музыки, где Людгер вел мастер-класс, и при этом нашел время для концерта в Дубне. Он часто концертирует в России, и не только в столицах, но и в глубинке. Антонин ЯНАТА
|
|