Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный № 1154
Индекс 00146
Газета выходит по пятницам
50 номеров в год

1

Номер 9-10 (4099-4100) от 16 марта 2012:


№ 9-10 в формате pdf
 

Два концерта и "Новая опера" в подарок

В субботу 3 марта в Доме ученых ОИЯИ состоялся концерт камерной музыки. Наши гости - лауреат международных конкурсов, заслуженный артист России Алексей Лундин (скрипка), лауреат международных конкурсов, пианист и композитор Владимир Свердлов (партия фортепиано).

Удачно, на мой взгляд, что первое и второе отделения, указанные в программе концерта, поменялись местами. Итак, публика (к сожалению, только две трети зала) в первом отделении слушала Сонату для скрипки и фортепиано №4 (ля минор) и №5 (фа мажор) Людвига ван Бетховена (1770-1827). Автор сочинял эти сонаты в счастливую пору своей жизни, и мы это почувствовали: к концу Сонаты №5 скрипка почти поет.

Во втором отделении прозвучали Сонатина для скрипки и фортепиано (ля минор) Франца Шуберта (1797-1828) и Соната для скрипки и фортепиано (до минор) Эдварда Грига (1843-1907). Обычно имя великого сына Норвегии, уроженца города Берген Э.Грига ассоциируется с "Песней Сольвейг" из оперы "Пер Гюнт", но не следует забывать, что он автор более 637 песен и романсов. Исполненная соната отличается сложной структурой, очень лирична и слушаешь ее на одном дыхании.

Бурные аплодисменты, цветы и на бис - небольшое произведение нашего гостя Владимира Свердлова "Прелюдия №1" с оригинальным финалом, в котором скрипач играет пиццикато и уходит из зала, закрывая за собой двери...

Отличный дуэт: филигранная техника и эмоциональное отношение к исполняемому сочинению чувствуются у обоих. Большое спасибо. Они уже у нас были, надеюсь на новые замечательные встречи.

Примечательно, что оба музыканта получили свой дар, что называется в наследство. Алексей Лундин родился в Москве (в 1971 году), в музыкальной семье, начальное образование получил в школе имени Гнесиных. В 1995 году после окончания Московской государственной консерватории продолжил обучение в аспирантуре. В 1998-м был создан "Моцарт-квартет", где Алексей играл первую скрипку. В том же году приглашен в оркестр В.Спивакова "Виртуозы Москвы" и скоро стал первой скрипкой этого ансамбля. Владимир Свердлов (Ашкенази) тоже родом из Москвы (1976 года рождения). Его дед по материнской линии Давид Ашкенази (известный советский пианист, импровизатор, композитор и аккомпаниатор) помогал ему записывать первые произведения. В 1991 он поступает в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории. В 1993-м продолжает учебу в Ганновере (Германия) у профессора Ари Варди. Он гастролирует по всему миру, не расстается с композицией и возвращается жить в Москву.

В среду 7 марта в Универсальной библиотеке ОИЯИ состоялся литературно-музыкальный вечер "Романсы героинь русской классики": романсы и стихи прозвучали в исполнении Маргариты Арабей. Публику в канун 8 марта в основном составили представительницы прекрасного пола. Звучали романсы, которые исполнялись на театральных площадках и в фильмах по произведениям Л.Н.Толстого, А.Н.Островского и А.П.Чехова. Вечер проходил в очень теплой обстановке, исполнительница получила подарки и цветы, Ирина Леонович поблагодарила Маргариту, приглашала на следующие программы библиотеки, а их в марте много, и пожелала женщинам в канун праздника счастья, здоровья. К поздравлениям присоединилась и Сталина Папазова.

В субботу 10 марта в ДК "Мир" в рамках абонемента Дубненского симфонического оркестра состоялся музыкальный дивертисмент "Россини". В 1992 году Е.Колобов подготовил его для "Новой оперы" к 200-летию со дня рождения великого композитора. Думал, всего на один годик, а держится на подмостках уже 21 сезон. Но театральная природа "Новой оперы" преобразила традиционное чередование номеров в увлекательное путешествие по музыкальному лабиринту из сольных и ансамблевых, хоровых (в том числе и а капелла) и оркестровых шедевров Россини. В яркой, стремительно развивающейся композиции звучат фрагменты из опер "Итальянка в Алжире", "Севильский цирюльник", "Кир в Вавилоне", "Вильгельм Телль", "Золушка", духовная музыка Stabat Mater и "Маленькая торжественная месса" (Agnus Dei), вокальные миниатюры, среди которых шутливый "Дуэт двух котов" и "Песня ребенка". Фрагменты начинаются открытием шампанского и парадом под музыку увертюры солистов, объединенных атмосферой праздника, восхищения и обожания, как если бы мы в самом деле пришли на день рождения Россини. Этим музыкальным дивертисментом в исполнении оркестра, хора и солистов "Новой оперы" дирижировал Евгений Ставинский младший.

Для публики этот музыкальный дивертисмент - подлинное наслаждение. Что мы знаем из сочинений Россини? "Севильского цирюльника", "Дуэт двух котов" и, пожалуй, все. В благодарность за этот вечер солистам, дирижеру и первой скрипке вручили цветы кадеты. Интересно, что первую скрипку в оркестре играют только женщины, это встречается не так часто. Костюмы для солисток и хористок созданы по эскизам В.Юдашкина, все мужчины были во фраках.

Антонин ЯНАТА
 


При цитировании ссылка на еженедельник обязательна.
Перепечатка материалов допускается только с согласия редакции.
Техническая поддержка -
ЛИТ ОИЯИ
   Веб-мастер