| |||||||
Меридианы сотрудничества Десять дней в КитаеВедущий научный сотрудник Лаборатории ядерных реакций ОИЯИ Роман Вольски по просьбе редакции рассказывает о командировке в Китайскую Народную Республику - о сложившемся сотрудничестве и его развитии, о некоторых впечатлениях, которые оставила эта поездка.
Жил в институтской гостинице за территорией научного центра, построенной еще в 50-е годы, изначально она предназначалась для советских ученых и специалистов, которые передавали китайским коллегам свои знания и опыт. Пешком, по причине отсутствия тротуаров, добраться до нее с территории института было невозможно, оставались обычные здесь виды транспорта - автомобиль, электроскутер или велосипед. В ресторане при гостинице подавали китайские блюда, и можно было на заказ попросить утку по-пекински, которой нет в меню, причем это мог быть набор самых разных блюд. А поскольку, кроме коллег, русского и английского никто не понимал, приходилось прибегать за пределами института к языку жестов. Коллеги за обедом задавали много вопросов о жизни в Польше и России, отношения были дружелюбными, вообще чувствовалось, что в китайском научном сообществе с большим уважением относятся к ученым из России. Особенно высок авторитет российских физиков-теоретиков. Иногда уверенность китайских коллег в том, что "у нас все есть", доходит до смешного - они, например, считают, что в России есть полупроводниковые детекторы, аналогов которым в мире не существует, а это не совсем так.
В качестве темы сотрудничества я предложил проверку своей новой систематики подбарьерного слияния тяжелых ионов для случая слияния альфа-частиц с изотопами свинца. Заявил об этом в письме китайским коллегам, и они проявили большой интерес. Руководитель группы - довольно молодой физик, но уже профессор Ченг Ян Лин оказывал всестороннюю поддержку и сам активно участвовал в измерениях вместе со своими сотрудниками. Группа, в которой я работал, известна своими измерениями слияния атомных ядер, а также экспериментами с радиоактивными пучками в Ланчжоу. У меня сложилось такое впечатление, что тандем, на пучке которого мы работали, используется в основном местными физиками, в отличие от аналогичных европейских и американских ускорителей, а внешних пользователей совсем немного. Так что, заявив интересную и актуальную тему, получить время здесь кажется довольно просто. Вполне доступное место и для сотрудников ОИЯИ, и для наших коллег из европейских стран.
Летний дворец, Пекин. Вид устрашающий, но существо, по китайской мифологии, доброе... В Китае я был с соотечественником - Эрыком Пясецким из Лаборатории физики тяжелых ионов в Варшаве, там он занимается довольно близкой тематикой. В отличие от меня, мой коллега оказался в Пекине впервые. Я же впервые побывал здесь восемь лет назад - в Пекинском университете посетил Школу физики, так они по-американски называют физический факультет или его часть. И, оказавшись там снова, с удивлением увидел на одном из фотоснимков себя в числе других "важных" посетителей. В университете выступил с докладом о своей систематике и об одном дубненском экспериментальном предложении, а на обеде в многоэтажном фешенебельном ресторане, славившемся как раз блюдами из утки по-пекински, мы обсудили перспективы дальнейшего сотрудничества. С университетской группой у Дубны есть соглашение о намерениях по постановке совместных экспериментов для иследования структуры экзотических ядер, близких к границе стабильности. Они сотрудничают с Институтом современной физики в Ланчжоу, центром РИКЕН в Японии и Университетом в Осаке. Еще несколько слов об университете, одном из самых крупных и известных в Азии. Он тесно связан во многих областях с научными центрами и ведущими университетами мира, и приятно, что связи с Дубной становятся все более прочными, а китайские ученые высказывают свои надежды и намерения на дельнейшее укрепление сотрудничества. Евгений МОЛЧАНОВ, |
|