| ||||||
Молодежь и наука Инженер - дефицитный специалистПриказом директора ОИЯИ №222 от 16 апреля 2014 года и в соответствии с решением Комитета полномочных представителей от 25-26 марта о создании на базе Учебно-научного центра ОИЯИ научно-инженерного подразделения для реализации учебных программ по подготовке инженеров-физиков с использованием учебных экспериментальных стендов была образована рабочая группа. До 15 июня рабочая группа должна сформировать предложения по общей концепции создания и образовательной программе будущего научно-инженерного отдела УНЦ. О задачах, стоящих перед создаваемым подразделением УНЦ, сегодня рассказывают руководитель рабочей группы, главный инженер ОИЯИ Г.Д.Ширков и заместитель руководителя группы, директор УНЦ ОИЯИ С.З.Пакуляк.В докладе директора УНЦ на Финансовом комитете "Развитие образовательной программы ОИЯИ" было анонсировано заседание рабочей группы представителей ряда стран-участниц Объединенного института, посвященное дальнейшему развитию образовательной программы Института, которое состоялось 24 марта (см. №13 нашего еженедельника). Всеобщую поддержку нашло предложение расширить ее в части подготовки инженеров-физиков. Острая нехватка инженерных кадров ощущается как в исследовательских центрах стран-участниц, так и в лабораториях Объединенного института. Планы образования научно-инженерного отдела УНЦ были восприняты с большим воодушевлением. И через два дня на заседании КПП по инициативе полномочного представителя Чехии Ивана Штекла в итоговый протокол было внесено соответствующее предложение. - Центральная идея этого проекта - создание и использование научно-учебных стендов для решения исследовательских задач с одновременной организацией практики инженеров-физиков, - комментирует приказ Станислав Пакуляк. - Таких стендов в Институте практически нет. В УНЦ есть лаборатории общефизического практикума на 5-м этаже корпуса №113 и в Лаборатории ядерных реакций находится специализированный практикум по ядерной физике, где усилиями сотрудников этой лаборатории созданы и поддерживаются учебные стенды по изучению работы различных детекторов. В процессе обсуждения проекта по созданию парка учебных экспериментальных стендов в ОИЯИ родилась идея использовать в качестве такой установки стенд линейного ускорителя в здании №118 ЛНФ. - Этот стенд, созданный на базе ускорителя, перевезенного десять лет назад из Амстердама для нереализованного проекта синхротронного центра, собран опытными сотрудниками ЛФВЭ, принимавшими также участие в создании линейного ускорителя для установки ИРЕН, - продолжает Григорий Ширков. - Под руководством инженеров-физиков, создающих этот стенд, и сотрудников будущего научно-инженерного отдела УНЦ, студенты могли бы проходить практику в широком диапазоне направлений ускорительной техники - высокочастотные системы, высоковольтная и силовая электроника ускорителей, магнитные системы и каналы транспортировки пучков, системы контроля и диагностики на ускорителях, вакуумные системы и другие. Во время такой учебы молодые инженерно-технические специалисты смогли бы на практике познакомиться с основами техники безопасности на физических установках, охраны труда, радиационной и ядерной безопасности. Пока идет создание этого стенда, каждый этап представляет технический интерес для молодых людей, которые будут там стажироваться. Но для использования этой установки в качестве учебного стенда необходим постоянный штат специалистов, не отвлекающихся на другие срочные инженерные работы в других проектах Института. Таких специалистов необходимо найти, и они могли бы составить основу будущего научно-инженерного отдела УНЦ. - Может возникнуть естественное возражение, что инженеров-физиков должны готовить вузы, - продолжает Станислав Здиславович, - но там ведут лишь теоретическую подготовку. Например, в МИФИ катастрофическая ситуация с учебными установками: у студентов практически нет доступа к современному оборудованию для физических исследований. Неудивительно, что они после этого не хотят идти в экспериментальную физику. Поэтому хотелось бы иметь в ОИЯИ учебную лабораторию по ускорительной физике для студентов и аспирантов - российских и из стран-участниц, где они могли бы практиковаться в инженерной работе, а такой работы, пока стенд линейного ускорителя достраивается, хватит на много лет. Для решения этих задач можно также перевезти из Германии небольшой циклотрон. На нем могли бы обучаться студенты, специализирующиеся в радиационной физике, радиохимии и других областях, связанных с обслуживанием медицинских ускорителей. В вузах они изучают теоретические курсы, а практической подготовки нет нигде. В случае успешной реализации этих возможностей в Институте появятся два ускорительных стенда, на которых можно будет реализовать крайне востребованную в странах-участницах практику по разнообразным инженерно-физическим учебным программам. - Проблема с инженерно-техническими кадрами назрела, и ее ощущают и в странах-участницах, - подвел итог Г.Д.Ширков. - Сегодня молодых инженеров не хватает гораздо сильнее, чем молодых физиков. Ситуация складывается удачно для нас, поскольку есть и где, и кому этим заниматься. А надеяться, что каждый главный инженер сможет решить кадровую проблему на своей базовой установке, - это только откладывать ее решение. Ольга ТАРАНТИНА
|
|