Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный № 1154
Индекс 00146
Газета выходит по пятницам
50 номеров в год

1

Номер 29(4219) от 1 августа 2014 г.


№ 29 в формате pdf
 

Отчет о командировке

Школа в Больших Котах

"Большие Коты - это не Коты"... Мне кажется, эти строчки из гимна школы, который я приберегу для финала своих заметок-интервью, должны задать какое-то настроение всему байкальскому циклу... А построю его просто по хронологии своих встреч с профессорами, студентами, молодыми исследователями. Приступим?

(Продолжение. Начало в №28.)

Алексей Желваков в перерыве между лекциями.
Алексей Жевлаков учился в Иркутском университете на кафедре теорфизики, аспирант Института динамики и систем теории управления СО РАН, сотрудничает с теоретиками ОИЯИ в Дубне. Участвовал практически во всех школах.

- Что-то меняется здесь с годами?

- Во-первых, с каждым годом увеличивается число участников. Во-вторых, с переходом на рабочий английский язык школа все более приобретает международный статус. Меняется состав преподавателей. Есть лекторы, которые приезжают почти постоянно, например Леша Гладышев, они составляют некую основу, а есть те, кто приезжает буквально на один раз, и им очень здесь нравится. И конечно, по всем странам расходятся круги этой Байкальской школы, во всем физическом сообществе. Многим нравится такая необычная, непривычная обстановка, наш лекционный холл - большая полевая палатка. Люди к этому не привыкли и воспринимают как байкальскую экзотику.

- Кто-то из наших дубненских теоретиков рассказывал о конференции, которая проводилась где-то в Скандинавии в поселке лесорубов примерно с теми же этнографическими особенностями, что и здесь, на Байкале. То есть в первозданной обстановке примерно времен викингов. Такое запоминается надолго... Так что аналоги есть, но, наверное, вряд ли в мире найдется аналог Большим Котам... Но вернемся к этой школе - как вы пришли в физику и что вас здесь более всего заинтересовало?

- На втором курсе университета я попал на кафедру теорфизики. Александр Николаевич Валл рассказал, как он работал в свое время и на военном заводе, и как физикой занимался... Меня все это очень заинтересовало, и на пятом курсе поехал в Дубну готовить дипломную работу. С тех пор мой научный руководитель Александр Дорохов таковым и остается, наше сотрудничество продолжается. А школа нравится тем, что здесь всегда собираются интересные студенты и преподаватели, и мне с ними нравится общаться. От кого-то что-то узнать, кому-то что-то подсказать... Так как я здесь уже седьмой раз, если даже какие-то темы лекций повторяются, то и это идет на пользу: повторенье - мать ученья. И потом здесь излагаются совершенно новые данные, о них ты не успеваешь сам прочитать. Та область науки, которой посвящена программа школы, быстро и значительно расширяется, а ты ограничен только своей тематикой, то есть физикой адронов, связанной в основном с сильными взаимодействиями.

- Какие новые знакомства удалось завязать на этой школе?

- Познакомился с иркутскими студентами, которые только закончили второй курс, есть среди них интересные ребята, и наше знакомство, я уверен, продолжится.

- Работа со студентами в группах по определенным темам, когда они в отведенное распорядком дня время сплачиваются вокруг своих лидеров и обсуждают определенные темы, которые находятся на острие современной физики, - это новшество вас заинтересовало?

- Работа по группам велась и на предыдущих школах, когда студенты задавали вопросы по тематике школы своим преподавателям, но здесь уже были предложены общие для группы темы, по результатам обсуждения которых надо было подготовить доклад для заключительной сессии. И как я понимаю, такая практика перекочевала сюда из европейской школы.

- А как вам то, что здесь как бы на равных встречаются и общаются разные поколения?

- Я думаю, это очень хорошо. Старшие, бывалые ученые рассказывают о свой жизни в физике, из уст в уста передают свои знания, а молодежь очень интересуют такие истории, насыщенные фактами и вместе с тем очень личные. А это цвет физики, и такое общение дорогого стоит. Сейчас физика стала очень точной и кропотливой, не то что было раньше. Дальше продвигаться все труднее. Когда я приехал в Дубну на диплом, мне Саша Дорохов сказал: "Все простые задачи кончились до тебя". (Смеемся).

Елена Гуськова на вершине Скрипера.
Елена Гуськова - выпускница Иркутского университета, приехала в Большие Коты вместе с мужем Алексеем, начальником сектора ЛЯП - лектором школы и стала прилежной студенткой, уже имея немалый научный багаж.

- О самых интересных лекциях, встречах, атмосфере... И о себе немного?

- Здесь много достойных лекторов. Помню, что на тех школах из года в год лучшими лекторами все признавали Алексея Гладышева и Александра Бакулева. Оба теоретики, и умели доходчиво объяснить предмет своих лекций.

Школа разрастается, по моим впечатлениям, и вширь и вглубь. В прошлом году, наверное, человек пятьдесят было, а сейчас, кажется, под сто. Училась я в Иркутском университете и в первый раз попала сюда вместе со всеми студентами, преподавателями в 2004 году, и на той школе познакомилась с научным руководителем своей дипломной работы Михаилом Григорьевичем Сапожниковым. Сейчас изучаю спиновую структуру нуклонов, хотя дипломная работа была связана с пента-кварками, которые тогда пытались найти, это было достаточно модное направление. К счастью или к сожалению, ничего не нашла, так уж получилось, сигнала пента-кварка, который я искала, не оказалось. А уже после дипломной работы и до защиты кандидатской диссертации занималась спиновой физикой. В частности, вкладами странных кварков в спин нуклона.

Дмитрий Горбунов, как представил его в своем обзоре научной программы школы Дмитрий Наумов, - ученик академика Валерия Рубакова - одного из ведущих в мире специалистов по физике частиц. У него много чему можно научиться, и он по характеру очень любит возиться со студентами, популярно излагать основы космологии, и молодежь к нему тянется. Его лекции были интересны не только студентам, но и преподавателям.

Дмитрий со своими студентами: групповые занятия на берегу Байкала.

- По широте охвата студентов - начиная от второго курса, которые еще даже на кафедру не распределились, и до аспирантов - я не знаю другой такой школы. И при этом созданы специальные курсы, которые один преподаватель ведет, он с каждым из студентов и со всеми вместе активно общается. Мне очень нравится, как работает со своими студентами, например, Игорь Иванов (то же, думаю могли сказать самом Дмитрии ребята из его группы, как, впрочем, студенты всех шести групп о своих "поводырях" и наставниках - Е.М.). Он с ними дополнительно занимается, чтобы они могли воспринимать этот материал. В принципе все, что они обсуждают, довольно сложно, но подстегивает к тому, чтобы с этим работать дальше. Бывает, что пока человек очень мало понимает, но ему нравится предмет, он очень хочет во всем разобраться. А иногда надо искать какой-то компромисс между простым и сложным, чтобы этот их интерес поддерживать.

В прошлый раз, когда я здесь был, два года назад, один час после обеда отводился на обсуждение со студентами тех вопросов, которые возникали по ходу лекций, и это было классно, очень правильно. Еще просили лекторов какие-то задачки студентам подавать, которые они сами должны были порешать, а результаты потом обсудить. Сейчас этого нет, и может быть, стоит подумать, как к этой форме вернуться. Другое дело, конечно, при плотном общении в группах эти задачки тоже можно порешать. По крайней мере я вижу по своей группе, что это время проходит вполне содержательно. Вопросы, конечно, зависят от уровня студента, его занятий и так далее. В этом смысле есть, наверное, пожелания к организаторам так сформировать группы, чтобы слушатели были более-менее одинаково подготовлены. У меня в группе как правило чаще всего вопросы задают какие-то конкретные ребята, другие реже. По крайней мере в вопросах есть лидеры. Но при этом все сидят, слушают, воспринимают, это я по глазам вижу.

Что бы я еще посоветовал, ну это опять по опыту разных лет - здесь на Байкале есть очень интересная экспериментальная физика. Это и эксперимент "Тунка"1 (1 Российские и немецкие ученые в течение трех лет получат 90 млн рублей из федерального бюджета на создание в Тункинской долине Бурятии гамма-обсерватории Tunka HiSCORE, которая, как надеются ученые, даст принципиально новую информацию о прошлом, настоящем и будущем Вселенной. - прим. авт.), и Байкальский нейтринный телескоп... Родион Буренин из Института космических исследований РАН должен в своей лекции упомянуть, что у них есть телескопы астрономические. И какое-то обсуждение этих экспериментов, мне кажется, очень полезно. Иркутские студенты знают про эти исследования, но их надо убедить в том, что в рамках мировой науки это проекты топ-уровня. И в Италии есть эксперименты очень интересные, и в других странах, а этот эксперимент не менее интересен и не менее важен. И чтобы понять, что "свои" работы - мирового уровня, надо знать и европейские. И такое представление ребята на школе получают. Ну... не просто деревня наша красивая, классная, и не только красивая для нас, а еще она интересна и людям из соседней деревни, из соседней страны и вообще со всего мира.

Эксперименты эти сейчас развиваются, и нужны новые люди. Там много всякой физики разной, есть эксперименты, аналогичные Байкальскому, - какая с ними связана физика, что с этими детекторами можно еще сделать, что новое придумать? Основная масса статей, которые публикует эта поисковая группа, сделаны если не студентами, то аспирантами, постдоками, которые берут какую-то задачу, под эту задачу обрабатывают данные, выясняются какие-то подробности установки, и систематика улучшается и прочее-прочее...

Дальше Дмитрий углубляется в особенности, неожиданные, а иногда и прогнозируемые сюрпризы поисковых работ и так доходит до Большого адронного коллайдера: там поискали-поискали, там поисследовали-поисследовали, и теперь уверены, что это хиггсовский бозон, потому что они исследовали и такие каналы, и такие-такие-такие... Нормальная деятельность! Через пару лекций он снова подошел ко мне и добавил к сказанному:

- Объявление о конференции, какой-то такой вброс информации в молодежную среду, конечно, должен происходить раньше. И в принципе это нужно делать осенью, а не весной. Это ко всем нашим российским конференциям относится.

- Мы сейчас с Лешей Гладышевым посоветовались: наверное, надо книгу отзывов какую-то завести, это со временем вырастет в уникальную историю школы... Вы же помните прошлогоднюю Школу российских учителей физики в ЦЕРН, где мы с вами встречались? Ее участники буквально в течение недели по окончании своих Женевских каникул прислали в Дубну отзывы, кстати, очень интересные. И теперь в УНЦ ОИЯИ уже есть архив - живая история глазами участников... (Через день всем участникам школы были розданы листы, озаглавленные "Отзывы и предложения о Школе". Так что, будем надеяться, это начало еще одной хорошей традиции).

Наши дубненцы, в отличие от своих иркутских и новосибирских коллег, после моего первого предложения поделиться впечатлениями о школе задумались и решили посоветоваться. Но вскоре сами подошли и сказали, что готовы высказать свое мнение. Причем, коллективное. Очевидно, к этому располагает сама специфика в экспериментальной группе Виктора Бруданина, где работают ребята. Они участвуют в исследованиях, в том числе международных и своих российских, - на установках GEMMA-2, DANSS. В первом получен лучший предел для магнитного момента нейтрино. Второй тоже многое обещает. Те, кто занимаются реакторными антинейтрино, знают про этот эксперимент и уже ждут результатов, полученных в Дубне.

- Когда сюда собирались, знали, что эта школа регулярно проводится, здесь на Байкале. Не знали только, что здесь так поздно все цветет. Сирень в полном цвету, на два месяца позже, чем у нас. Наверное, это из-за Байкала, потому что он такой холодный, ведь если по широте, не такой уж и север...

- Перейдем к научной программе?

- Начнем с того, что люди здесь замечательные, отличаются от дубненцев и москвичей, и говор сибирский-уральский-байкальский нам очень нравится. Особенно студенты-второкурсники, они открытые такие. Старшекурсники более замкнутые. С ними наш немец Андре соседствует и удивляется, что они такие замкнутые. Он услышал от них только то, что они из Иркутска и что занимаются физикой. Но может, просто они своего английского произношения стесняются? Видимо, общий уровень английского слабый. Тут было предложение, чтобы слайды были на русском, а лекции на английском. Тогда проще понять. Программа очень хорошая, лекторы замечательные. Большой материал нам представляют. С ними можно легко пообщаться, что-то обсудить, о чем-то спросить, потому что всегда все вместе.

- А фавориты у вас есть среди лекторов?

- Очень понравился Филипп из Германии, интересно рассказывал об экспериментах на Большом адронном коллайдере, об ускорительной физике, зачем она нужна, что открыли на ускорителях... Мы раньше мало знали об этой физике, а он очень хорошо работал с аудиторией. Рассказывал именно для нас. Чувствуется, что не просто приехал за тридевять земель, чтобы прочесть лекцию, ему нравилось в процессе с нами общаться, пытался пошутить, что-то наглядно показать, бросал салфеточки на пол... У Ливии из Италии тоже подход к аудитории неформальный, очень простой разговорный английский, не скороговорка, а чтобы всем было понятно. Даже русские слова иногда к месту вставляла. Мы с ней еще в феврале на Баксанской школе в Валдае познакомились - она очень симпатичная.

(Продолжение следует.)

Егений МОЛЧАНОВ, фото автора,
Большие Коты - Дубна
 


Техническая поддержка - ЛИТ ОИЯИ Веб-мастер