Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный № 1154
Индекс 00146
Газета выходит по пятницам
50 номеров в год

1

Номер 32 (4222) от 29 августа 2014 г.


№ 32 в формате pdf
 

Отчет о командировке

Сергей Язев:

Интерес к астрономии был, есть и будет

(Продолжение. Начало в №№ 28, 29, 30, 31.)

Как "вольнослушатель", вместе со всеми участниками школы в Больших Котах, я с восторгом выслушал "двухсерийную" лекцию директора астрономической обсерватории ИГУ Сергея Арктуровича Язева - представителя династии астрономов, давшей трех директоров Иркутской обсерватории. Это был ретроспективный рассказ-обзор о том, какие блестящие победы одерживал Советский Союз в конкурентной борьбе с Соединенными Штатами за освоение космического пространства... Мы оказались соседями в частном пансионате и незадолго до отъезда лектора встретились в уютном холле за чашкой чая.

- Сергей Арктурович, все, что вы рассказали на школе, заставило вспомнить забытые страницы космических "бури и натиска", овеянных романтикой освоения человечеством ближнего и дальнего Космоса. Я даже вспомнил свое отрочество, когда миллионными тиражами издавались цветные портреты наших первых космонавтов. У меня они до сих пор хранятся. Сегодня романтика первых открытий уступила место более прагматичному подходу, и уже тщательно взвешенные финансовые возможности отдельных стран и международных проектов определяют вектор развития межпланетных полетов. Напомните вкратце основные тезисы ваших лекций.

- Речь идет о новом в каком-то смысле взгляде на Солнечную систему. Дело в том, что какое-то время мы получали новую информацию только с помощью телескопов, и, конечно, из-за огромных расстояний до планет Солнечной системы, до астероидов, до спутников больших планет информации поступало очень мало. Разглядеть что-то было сложно, конечно, и вот когда примерно пятьдесят лет назад началась эра исследования Солнечной системы с помощью космических аппаратов, то поток принципиально новой информации значительно увеличился. Фактически на сегодняшний день почти все планеты, будем говорить, исследовались с близкого расстояния. К Меркурию летало два космических аппарата, которые исследовали планеты с орбиты, - получены фотоснимки, проведены дистанционные исследования различных физических параметров.

Осуществлялись посадки на поверхность Венеры, получены даже фотографии, сделаны прямые измерения химического состава атмосферы. То же самое можно сказать о Марсе, и даже такие удаленные объекты, как Юпитер и Сатурн, тоже исследовались достаточно подробно с близкого расстояния, и мы видим, что какие-то снимки, какие-то измерения с Земли просто принципиально невозможно провести. А сейчас эта информация практически есть.

На Марсе уже много лет работают передвижные станции - "марсоходы", которые постоянно измеряют и параметры атмосферы, и метеорологические параметры - скорость ветра и температуру, делают фотографии, и мы можем даже химический состав грунта определять, и видеть с разрешением в доли миллиметра с помощью специального микроскопа поверхностные породы. То есть геологи уже достаточно уверенно говорят, как устроена поверхность Марса, какие минералы там есть. Измерить магнитные поля вблизи планет-гигантов мы тоже не можем с Земли. И так далее. Кроме всего прочего, мы видим, что уже и астероиды с близкого расстояния исследовались: видно, как они устроены, какие камни лежат на их поверхности, какие кратеры там есть. И даже о небольших спутниках планет-гигантов есть информация.

Сейчас в завершающий этап своего девятилетнего перелета вступил космический аппарат "Новые горизонты", который идет к Плутону. Все надеются, что в 2015 году мы получим результаты съемок этой планеты с близкого расстояния.

- Плутон, который перестал быть планетой...

- Да. Но тем не менее он очень интересен. У него обнаружено пять спутников. И это первый объект такого рода - огромное ледяное тело, судя по предварительным наблюдениям. Он с пролетной траектории будет исследоваться, и все надеются, что аппаратура не выйдет из строя и все сработает как надо.

Информации, конечно, очень много, и по сравнению с тем, что мы раньше знали о Солнечной системе, о планетах, эти десятилетия очень сильно изменили наши представления. Об этом и была лекция, такой краткий обзор полученных данных, с иллюстрациями, с картинками, фотографиями, которые позволяют наглядно представить, что собой представляют эти планеты.

- Расскажите о коллективе, в котором вы работаете.

- В Астрономической обсерватории ИГУ работают меньше десяти человек, это, по сути, лаборатория. А основное направление - Солнце. Задач в области исследования солнечной активности очень много, какие-то решаем. Относительно недалеко от нас расположен огромный Институт солнечной и земной физики Сибирского отделения РАН, оснащенный очень серьезными инструментами, телескопами. Мы с ними работаем в тесном контакте. Еще в обсерватории есть направление метеоритных исследований. Сейчас мало кто этим занимается, но мы считаем, что нашли свою нишу. Плюс ко всему сложилось тесное научное сотрудничество с Государственным астрономическим институтом имени Штернберга МГУ, там работает сеть автоматических телескопов-роботов "Мастер", это их проект. Один из телескопов стоит у нас, и мы в Иркутске за ним "присматриваем", обслуживаем и участвуем в решении некоторых научных задач.

Плюс к этому мы по собственной воле уже давно занимаемся популяризацией астрономии.

- А вот об этом, пожалуйста, поподробнее - меня эта тема уже много лет занимает. В каких формах вы это делаете?

- Во-первых, в нашей обсерватории довольно долгое время работал так называемый астрозал - аудитория, куда приходили школьники, слушали лекции, и все заканчивалось показом объектов звездного неба через настоящий небольшой телескоп, который мы ставили на специальной площадке. Но на два года затянулся ремонт... Надеюсь, что в этом году мы возобновим такие занятия.

- А молодежь этим интересуется?

- Молодежь активно интересуется, но проблема заключается в том, что с 2009 года астрономию исключили из школьных программ, и мы сталкиваемся с ситуацией, когда даже студенты-физики каких-то элементарных вещей из астрономии не знают. А в физике сейчас на передний план выходят астрофизические исследования (и тематика школы в Больших Котах - еще одно тому подтверждение). То есть активно изучается состояние вещества в экстремальных состояниях вблизи черных дыр: очень сильные магнитные поля, очень высокие температуры и так далее. Примеры таких объектов дает астрофизика. Чтобы начать двигаться в этом направлении, надо хотя бы немного представлять элементы общей астрономии в целом.

А интерес всегда был и есть. Мы сейчас активно участвуем в подготовке к открытию нового планетария в Иркутске. Я очень надеюсь, что в течение ближайшего года это произойдет. Уже многое сделано и подготовлено, а "начинка" в основном будет, видимо, возложена на нас. Мы постараемся обеспечить такое качество информации, чтобы там и близко не было лженауки, антинауки, околонауки, а была современная информация об астрономии и не только о ней.

Мы тесно взаимодействуем со СМИ, и не только иркутскими. Новосибирский журнал опубликовал ряд материалов по результатам наших экспедиций в места, где наблюдались полные солнечные затмения (остров Пасхи, Монголия, Австралия, Румыния). И телевизионные сюжеты на местных телеканалах были - мы как-то приучили иркутских журналистов, чтобы они к нам обращались за комментариями и достоверной информацией об астрономических событиях, явлениях, новостях.

- Когда вы говорили о метеоритах, мне вспомнился такой эпизод. Георгий Николаевич Флеров в свое время инициировал поиски сверхтяжелых элементов таблицы Менделеева в природных образцах, в том числе фрагментах углистых хондритов из метеоритов "Алленде" и некоторых других. Они использовались как природные детекторы, в кварцевых вкраплениях проявлялись следы, треки гипотетических сверхтяжелых элементов, и были даже кандидаты на сверхэлементы... Еще искали в рассолах из глубоководных скважин полуострова Челекен на Каспии, в железомарганцевых конкрециях со дня Тихого океана... Широкий был охват, Георгия Николаевича называли "многовалентным", и это его качество ярко проявлялось в ходе этих поисковых работ. И фрагменты этих метеоритов, переданные в Дубну вашими коллегами, до сих хранятся среди прочей экзотики во Флеровском мемориальном кабинете в созданной им лаборатории.

- Спасибо, это интересно. У нас специалистов по метеоритам нет, но когда была история с падением Витимского метеорита на севере нашей области в 2002 году, мы инициировали экспедицию, нас поддержал Институт солнечной и земной физики, и геохимики вместе с нами активно и с большим энтузиазмом в этих поисках и исследованиях участвовали.

- Как вы оцениваете атмосферу школы в Больших Котах?

- Очень позитивно. Мы видим, что люди здесь очень разные и очень разного уровня. Здесь есть ребятишки после второго курса, я их знаю, вел у них курс астрономии, немного представляю себе объем их знаний. И в то же время мы видим и слышим здесь уже сложившихся молодых исследователей, аспирантов, которые участвуют в крупных международных проектах и прекрасно владеют английским, общаются с коллегами, читают литературу, в общем, находятся на острие современных исследований. И это замечательно, что аудитория такая разная, многослойная, что ребята, которые, может быть, в первый раз к этому прикоснулись, получают хороший опыт. Так это и должно быть. Видят уровень, какие доклады и как надо делать, получают опыт научных дискуссий и обсуждений. Мне представляется, что это чрезвычайно важно. Здесь все достаточно заряжены на участие, и очень надеюсь, что молодежь, так же как и студенты постарше, с удовольствием приедут сюда еще не раз. А завязавшиеся здесь контакты могут в будущем самым неожиданным образом сработать в самых разных местах и странах. Очень хорошо, что эта Байкальская школа уже много лет существует и продолжается, и хотелось бы, чтобы она и дальше развивалась.

Этот год имеет свои особенности. Впервые здесь принято, будем говорить, непростое решение ввести обязательный английский язык для всех докладов, вопросов и комментариев. Я понимаю связанные с этим решением проблемы. Во многих наших вузах преподавание английского языка ведется не на самом высоком уровне: студенты читают огромные тексты, иногда для перевода прибегают к компьютерным программам, сдают эти "тысячи", но это никак не сказывается на знании терминологии, умении говорить, слушать и понимать. И поэтому для слабо подготовленных студентов вначале большая часть информации пролетает мимо. Хорошо, если что-то по слайдам поймут. А еще и у лекторов язык разный: кто-то говорит на классическом английском, кто-то с акцентом, который с непривычки трудно понять. И предварительно обсуждалось, стоит ли это делать, насколько это оправдано, насколько это эффективно. Но я думаю, что плюсов все-таки больше. Это как раз опыт, стимулирующий серьезное овладение языком. И в результате - активная включенность в мировую науку. Чтобы, будем так говорить, не играть в науку, не заниматься какими-то там местечковыми исследованиями, публикуя их в местных журналах, которые никто не прочитает, а входить в самый фарватер современных исследований и подключаться к этим направлениям, ставить перед собой планку именно на таком уровне.

***

На этом комментарии мы все-таки поставили точку, потому что Сергей Арктурович с женой и дочкой уже должны были спешить к теплоходу. Я проводил их до причала и там сделал свой снимок: третий из династии иркутских астрономов на фоне Байкала. Прошел короткий дождик, и ярко-голубое небо над озером затянулось тучей. Словом, погода была совсем не астрономическая. Но, говорят, дождь в дорогу - на счастье...

Евгений МОЛЧАНОВ,
Большие Коты - Дубна, фото автора.
 


Техническая поддержка - ЛИТ ОИЯИ Веб-мастер