| ||||||
Образование Одна постоянная при многих неизвестныхУже более десяти лет в нашем городе в рамках городского научного общества учащихся работает межшкольный факультатив по физике и математике. В нем объединились опытные и высокопрофессиональные преподаватели: физику ведет Соросовский учитель А.А.Леонович, математику - кандидат физико-математических наук, преподаватель МФТИ М.С.Нитишинский, экспериментальную физику - кандидат физико-математических наук, преподаватель лицея "Дубна" И.А.Ломаченков. Занятия по физике и математике ведутся на основе отработанной с советских времен программы Заочной физико-технической школы МФТИ, которая готовит школьников всей страны к поступлению не только на Физтех, но и в другие престижные вузы. О работе факультатива в новом учебном году, проблемах и изменениях в образовательной системе нашим читателям рассказывает Александр Анатольевич ЛЕОНОВИЧ.
В этом году пять выпускников, среди них две девочки, занимавшихся на факультативе, поступили в МФТИ - это много, давно такого не было, вуз трудный, я всегда советую крепко подумать, прежде чем поступать. Мы разрослись, и теперь занимаемся с детьми с 6-го по 11-й классы. Факультатив работает под эгидой УНЦ ОИЯИ, предназначение которого - готовить студентов к работе в науке. А поскольку весь год в ОИЯИ шло обсуждение проблемы дефицита инженерных кадров (до принятия соответствующего решения на Совете при президенте по науке и образованию в июне), то решено и в УНЦ организовать научно-инженерный отдел для восполнения дефицита специалистов этого профиля. На Совете прозвучала такая информация: сегодня инженерных специалистов выпускается в два раза больше, чем необходимо экономике, но острый дефицит при этом сохраняется. В стране развалилась и система профориентации, в том числе и вот почему. Вся кампания по внедрению ЕГЭ велась под таким флагом: любой школьник из самой дальней провинции сможет поступить в самый престижный вуз. Москве нынешняя ситуация уже "поднадоела". Там при различных высших учебных заведениях снова стали организовывать подготовительные курсы, и преподаватели вуза готовят абитуриентов "под себя". Конечно, эти дети получают преимущество, но преподаватели хотя бы знают их уровень. Ведь так, в общем-то, раньше и было. И в Дубне работали подготовительные курсы МГУ, МИФИ, других вузов, и это была целенаправленная подготовка. А сегодня ЕГЭ фактически "убил" профориентацию. Вы свои баллы подаете в пять вузов, это сейчас ограничили пятью, а было - сколько хочешь. Вот выпускники и бегали с ними: куда возьмут - от самых крутых технических до гуманитарных (на всякий случай). Постоянно меняется квота для победителей олимпиад, изменяются сроки их проведения. Сегодня диплом на профильной олимпиаде автоматически дает абитуриенту 100 баллов при поступлении. И это на фоне резкого падения общего числа стобалльников после ужесточения контроля во время ЕГЭ. Количество справившихся со всеми заданиями сократилось не в разы, а в десятки раз: по итогам ЕГЭ этого года во всей России оказалось всего 56 стобалльников по математике. При том что уже была снижена нижняя планка сдачи экзамена с 36 баллов до 24 по русскому и с 24 до 21 по математике. Что делать? Ходить на межшкольный физико-математический факультатив. И чем раньше (в седьмом или шестом классе) вы это начнете делать, тем быстрее привыкнете к нагрузке и ритму работы. Начинать в 11-м классе - если не совсем бесполезное занятие, то очень тяжелая нагрузка для организма. Причем занимаются у нас ребята, бывает, и из гуманитарных классов и даже те, кто собираются поступать на экономику или медицину. Вы посмотрите, какая математика на экономике, психологии или структурной лингвистике. А с физтеховской подготовкой, прекрасно методически отработанной, ребята не только поступают, но легко втягиваются в учебу в вузе. Наши занятия в первую очередь приводят в порядок голову, учат работать. С октября начинаются занятия для 6-х и 7-х классов, восьмиклассники уже начали работу - они получили задания из ЗФТШ, как и 9-11-е классы. Они выполняют задания, мы их проверяем, обсуждаем, и обучение ведется практически по индивидуальной траектории. Если вы хотите прорваться через все эти проблемы, надо быть уверенным друг в друге, и если вы настроены серьезно, то у нас получите помощь. Помочь ведь можно только тому, кто хочет и нуждается в этом, насильно не получится. А когда занятия - не принудиловка, когда это сотрудничество двух сторон, то проходят они очень весело и интересно. Несмотря на наше турбулентное время (а ведь не проходит года без каких-нибудь новаций и не все они со знаком плюс), ЗФТШ - это некий островок стабильности. Если вы удержитесь на нем, он не подведет. Я надеюсь, мы выдержим, несмотря ни на что, и этот островок выстоит. Дополнительную информацию о факультативе можно узнать на сайте www.fizik-matematik.ru. Ольга ТАРАНТИНА
|
|