Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный № 1154
Индекс 00146
Газета выходит по пятницам
50 номеров в год

1

Номер 46(4286) от 20 ноября 2015:


№ 46 в формате pdf
 

Молодежь и наука

Глубокое погружение

Окунуться в самую свежую информацию и получить базовые знания в области веб- и грид-технологий, проверить себя в тестировании, посоревноваться в разработке игровых алгоритмов смогли участники шестой международной школы "Грид и административно-управленческие системы ЦЕРН".

Лекторов и участников школы приветствовал главный ученый секретарь ОИЯИ Н.А.Русакович, подчеркнувший, что информационные технологии сегодня - наиболее интенсивно развивающаяся область знаний, а без грид-структур стало бы невозможным открытие бозона Хиггса. Сопредседатель школы, президент МИФИ Б.Н.Оныкий (на снимке второй слева) поблагодарил дирекцию ОИЯИ за предоставляемую уже шестой год российским студентам возможность получить самые свежие сведения в области информационных технологий: "Передаю благодарность от ректората МИФИ также коллегам из ЦЕРН за те усилия, которые они прилагают. Я шестой раз участвую в этих школах и могу отметить, что на моих глазах многие студенты выросли и стали хорошими специалистами. Ребята, дорожите каждой минутой, проведенной на школе, то, что вы услышите здесь, вы нигде больше не услышите!"

Член оргкомитета школы Ростислав Титов (ЦЕРН):

- Эти школы мы проводим с 2009 года. Их организуют ЦЕРН и ОИЯИ при участии МИФИ. Идея этих школ в том, чтобы те продвинутые информационные технологии, которые имеются в ЦЕРН, донести до российских студентов. Одна из миссий ЦЕРН - передача знаний по странам, и эта школа нацелена на то, чтобы донести до молодых специалистов из России, из ОИЯИ, МИФИ, других ведущих российских университетов те передовые технологии, которые сейчас имеются в ЦЕРН.

Школа состоит из двух частей. Обычно первые три дня посвящены информационным технологиям, в основном это веб-технологии, технологии корпоративных информационных систем, а последние два дня отводятся под грид-технологии и то, как они используются в ОИЯИ и ЦЕРН. Первые три дня - это, как правило, рассказ о таких технологиях, как Java, веб-технологии и все, что с этим связано, корпоративные информационные системы. Здесь участвуют ведущие специалисты ЦЕРН в этой области - в европейском центре большая группа специалистов занимается именно административными информационными системами. Уже выступил руководитель этой группы Д. Матисон, который более 20 лет занимается корпоративными информационными технологиями. Еще десять участников, работающих в команде административных информационных систем, расскажут о передовых информационных технологиях. Кроме того будет докладчик, который работает в библиотеке ЦЕРН, он расскажет о том, как оформляют публикации в этом центре, что нужно сделать, чтобы вас услышали в научном мире.

ОИЯИ активно участвует в грид-технологиях. Объединенный институт - один из участников Tier1-центра, то есть одного из центров, обеспечивающих работу грид, и вторая часть школы будет посвящена грид-технологиям. На ней выступят сотрудники ОИЯИ, которые в основном работают в обоих центрах, они и поделятся с ребятами современным состоянием грид-технологий.

- Как меняется программа школы год от года?

- Информационные технологии меняются очень быстрыми темпами, поэтому есть презентации, которые меняются, а есть выступления, которые мы считаем важным каждый раз донести до людей, но 90 процентов докладов меняются год от года.

- Какой-то отклик от участников вы получаете?

Безусловно. Ребята очень довольны проведением школы, мы получаем очень много положительных отзывов. Каждый год увеличивается число участников, мы видим новые лица, и это очень здорово. Мы заранее вместе с Объединенным институтом рассылаем информацию по ведущим университетам России и других стран-участниц ОИЯИ. В наших школах участвовали ребята из Польши, Болгарии, Грузии. Как правило, это студенты последних курсов по специальностям, связанным с информационными технологиями, участие для них бесплатно - проведение школы наполовину обеспечивается ОИЯИ, наполовину ЦЕРН.

Дерек Матисон (ЦЕРН): Эти школы мы проводим для того, чтобы поделиться с ребятами знаниями, накопленными в ЦЕРН и ОИЯИ. И, кроме того, они позволяют организовать диалог между молодыми специалистами ЦЕРН и молодыми людьми из России. Молодые специалисты ЦЕРН могут поделиться опытом того, как работает крупная организация, что они делают, чтобы студенты поняли, чем занимаются в такой крупной европейской лаборатории. Участники школы имеют возможность стать сотрудниками ЦЕРН, и более того, ребята, участвовавшие в этих школах, приезжают работать в ЦЕРН, и у нас уже много таких примеров. Например, среди сегодняшних докладчиков есть ребята, которые еще студентами участвовали в этих школах.

Сопредседатель оргкомитета школы В.В.Кореньков (ЛИТ ОИЯИ): К нам приезжают подготовленные, отобранные студенты из многих университетов России, письма-приглашения мы посылаем примерно в 15 университетов, большинство отзываются и присылают своих студентов. Школа в этом году представительная как всегда - МГУ, Санкт-Петербургский, Тверской, Дубненский университеты, МИФИ. Ее программа делится на две части: первую полностью проводят специалисты ЦЕРН, в этом году их приехало 13 человек. Это лучшие специалисты по проектированию информационных систем, они в течение трех дней читали лекции - как проектировать, создавать защищенные веб-приложения, как правильно работать с базами данных, как создавать современные информационные системы, это очень важные направления. Они также каждый год проводят тестирование участников школы и соревнование: дается задание, студенты разбиваются на команды, и команда, предложившая и реализовавшая лучший алгоритм, получает приз. А поскольку лекции идут целый день, то этим заниматься они могут только по ночам.

Два последних дня школы лекции читают в основном сотрудники ОИЯИ, но есть и несколько приглашенных лекторов. Лекции по широкому классу проблем - это грид-технологии, облачные вычисления, современные системы распределенных вычислений. Затрагиваем также и другие проблемы, связанные, например, с видеоаналитикой, аналитикой больших данных, квантовым компьютингом, то есть даем обзорные лекции по самым современным направлениям развития компьютинга. Мы по своей части никогда не проводили тестирование, в этот раз решили провести. Пока тестируем не по всем темам, только по двум большим разделам.

- Получается для студентов достаточно напряженный режим работы...

- Это так, я встречался с ребятами, они говорят, что школа для них - мозговой штурм, такое глубокое и широкое знакомство с материалом, которое заменяет как минимум семестр учебы. Получается погружение с головой, особенно для приезжих, которым не на что отвлекаться. Борис Николаевич Оныкий, который работает с нами с первых школ, всегда привозит из МИФИ сильную команду. По его словам, все приезжавшие к нам ребята школой очень довольны, здесь они получают информацию от первоисточника, от людей, которые занимаются этими технологиями. Мы приглашаем высококвалифицированных специалистов в разных сферах...

- Вы пытаетесь как-то оценивать эффективность этих школ?

- Да, хотя на ваш вопрос трудно ответить однозначно, но то, что мы очень многих убедили и даже переубедили, чем они должны заниматься, - это точно. Многие ребята после наших школ совершенно по-другому стали относиться и к учебе, и к своему будущему. Сотрудники ЦЕРН проводят с лучшими студентами собеседования и по их результатам иногда приглашают студентов поработать, а в нескольких случаях после собеседования приглашали на работу по контракту. Для нас это тоже важно, потому что многие студенты, которые думают делать бакалаврские или магистерские работы по нашей тематике, именно здесь убеждаются в правильности выбора. В этой школе, по-моему, участвуют 24 студента нашего университета. Я их нацелил на то, чтобы они правильнее ориентировались в современных технологиях, в современных направлениях исследований, хорошо знали перспективы и приоритеты. Это поможет им сделать правильный выбор, стать сотрудниками не только ОИЯИ, но и других научных центров России, и успешно решать все серьезные задачи. Я думаю, школа им в этом поможет.

Аспирант МИФИ и разработчик ЦЕРН Павел Дионисьев: Я участвовал в этой школе студентом два года назад, а сейчас буду проводить соревнования по составлению кодов и выступлю с презентацией по языку программирования Groovy. Когда я был участником школы, уже имел некоторый опыт работы с языком Java в качестве мобильного разработчика. Школа перевернула мое представление о Java в том плане, что я от языка перешел к инфраструктуре, а Java - это огромная инфраструктура, множество библиотек, специальные технологии, позволяющие добиться стабильности твоего программного обеспечения, поддерживать и производительность на высоком уровне, и надежность систем. Java позволяет строить распределенные системы действительно высокой сложности, - всего этого я не представлял до школы. Кроме того, на школе я познакомился с языком программирования Groovy, в который влюбился и которым занимаюсь уже три с половиной года, немного участвую в разработке самого языка. После школы начинаешь глубже изучать этот вопрос, а затем можешь развиваться самостоятельно, получать удовольствие от Java.

Участникам нынешней школы я могу пожелать слушать внимательнее и работать. Тут не всегда надо вникать в конкретные детали, поскольку они не всегда будут релевантны тому, чем вы занимаетесь. Школа дает дух развития и дает разнообразие, которое позволяет вам понять, что мир гораздо шире, чем вы себе представляете. Но надо работать - это единственный путь к успеху.

Первое место в тестировании, проведенном специалистами ЦЕРН, занял Григорий Моисеев (СПбГУ):

- Нас приехало из Санкт-Петербургского университета шесть человек, все впервые участвуют в школе. Лекции мне показались очень интересными, некоторые темы знакомы, но достаточно много и нового материала. Мне понравилось, что лекции читались неформально, с юмором, это способствовало лучшему пониманию. Тест мне показался не очень сложным по сути, хотя я 100 баллов и не набрал, сложнее было разобраться с английскими терминами. И приятно было получить сувенир с символикой ЦЕРН.

Вера Инкина (НИЯУ МИФИ, Москва): Я на школе уже второй раз, мне здесь очень нравится. Пишу диплом как раз на темы, которые здесь обсуждаются, поэтому было очень полезно. А поскольку учусь в институте международных отношений МИФИ и в школе участвуют сотрудники из ЦЕРН, то еще получаешь хорошую языковую практику. Так что впечатления очень хорошие, и я бы приехала еще раз, хотя желающих сюда попасть много.

Кристина Ионкина (НИЯУ МИФИ, Москва): МИФИ было предоставлено ограниченное количество мест - 20, и Борис Николаевич Оныкий выбирал на своей и предлагал другим кафедрам отбирать самых трудолюбивых студентов, которым это было бы интересно. Я приехала уже на третью школу. Поскольку мы погружены не столько в международные отношения, сколько в технологическую сферу, ядерную энергетику, то участие в школе - это не только возможность попрактиковаться в английском, но и подучить техническую лексику, это также важно для нашей будущей работы. Я тоже пишу дипломную работу на одну из представленных здесь тем - анализ данных, поэтому мне эта школа тоже очень полезна.

Мне здесь очень нравится, я встречаю старых знакомых, с некоторыми ребятами из дубненского университета встречаемся уже третий год. Некоторые ребята, которых я встретила на школе, уже работают в ЦЕРН и участвуют здесь в качестве докладчиков. Очень наглядные примеры - есть возможности, надо прикладывать усилия и двигаться дальше.

Андрей Двойченков (Университет "Дубна"): Я участвую в этой школе уже второй год. В этом году она такая же интересная, как и в прошлом: некоторые доклады повторяются, но с обновлениями, а есть совершенно новые для меня лекции, которые интересно будет послушать. Я магистр второго года обучения, уже подрабатываю в области веб-приложений и услышал здесь очень много полезного.

Максим Башашин (Университет "Дубна"): Впервые участвую в этой школе. Она мне очень понравилась - приезжают специалисты с мировыми именами, рассказывают о своих достижениях из области физики, а больше - информационных технологий, которые эту физику обслуживают. Очень много интересного и нового, новых подходов, новых тенденций в развитии той или иной технологии. Интересная программа по грид-технологиям, параллельным вычислениям - моей дипломной теме. Я отчасти сотрудник ОИЯИ и студент университета.

- Интересно было пообщаться с ребятами из других университетов?

Да, впечатление такое, что мы подъехали к перекрестку с разных сторон: у них свои программы, интересы, у нас - свои. Что-то они у нас видят, что-то мы у них, получается в некотором смысле соревнование.

- А в соревновании по разработке кодов участвовали?

Андрей: Участвовали - это очень привлекательное мероприятие, позволяет проявить навыки в создании алгоритмов. Мы, конечно, как новички заняли предпоследнее место. На прошлых школах можно было собирать большие команды, по пять-шесть человек, а в этом году только по три участника. Было много команд, было весело, и, как говорится, главное не победа, а участие. И еще полезно посмотреть, как реализуются такие вещи.

Максим: Соревнование продемонстрировало много разных подходов к решению одной задачи, и было интересно посмотреть, в чем выигрывает твой подход, а в чем - подход другой команды.

Вот так - с пользой и весело провели эти пять дней на школе более 60 студентов МИФИ, МГУ, Российского университета имени Плеханова, университетов Санкт-Петербурга, Твери, Дубны.

Ольга ТАРАНТИНА,
фото Евгения ДАНИЛОВА
 


При цитировании ссылка на еженедельник обязательна.
Перепечатка материалов допускается только с согласия редакции.
Техническая поддержка -
ЛИТ ОИЯИ
   Веб-мастер