| ||||||
Молодежь и наука "Мы надеемся сюда вернуться..."3 июня для студентов из ЮАР стартовал первый этап международной студенческой практики, организуемой Учебно-научным центром ОИЯИ. 22 студента, обучающихся в университетах Южно-Африканской Республики, причем не только граждане этого государства, но и Камеруна и Нигерии, приехали на три недели в Дубну. В первые дни практики студенты побывали на экскурсиях в лабораториях ядерных реакций, ядерных проблем, нейтронной физики и физики высоких энергий, познакомились с историей создания и современными исследованиями ОИЯИ, краткой историей России. Для своих учебных исследовательских проектов студенты выбрали темы, предложенные ЛЯР, ЛНФ, ЛЯП, ЛТФ и УНЦ. 21 июня участники практики представили выполненные проекты, а некоторые студенты и кураторы поделились своими впечатлениями.М.В.Густова (ЛЯР): В нашем проекте мы знакомим студентов с основами рентгено-флуоресцентного анализа - аналитического метода определения элементного состава вещества. Его работу можно показать на каких-то реальных объектах, образцах, и мы, как правило, подключаем студентов к нашим текущим задачам. В этом году к нам в проект записалась Семакаленг Лидия Бевана (университет Йоханнесбурга) - красавица и умница. Она поучаствовала в калибровке нашего спектрометра, который мы будем использовать для анализа физических мишеней. Их предстоит использовать в экспериментах по синтезу сверхтяжелых элементов. Нам надо точно знать количественный состав и равномерность мишеней. Лидия участвовала в калибровке спектрометра, и ее результаты использовались для построения конечной калибровочной кривой. Мы ее познакомили с основами метода, а учим мы, прежде всего, пониманию того, что происходит, вплоть до того, каким образом нужно обрабатывать статистические данные, как представлять конечные результаты. Когда видишь вдумчивое отношение студента, который пытается для себя что-то новое узнать, - это радует. Во время практики мы учили друг друга: она училась русскому языку, и это тоже очень приятно, когда человек пытается найти какие-то контакты, а если я что-то не совсем точно определяла по-английски, она мне помогала, одним словом, атмосфера была очень доброжелательная. Я надеюсь, тот опыт, который Лидия у нас приобрела, пригодится ей для подготовки дипломной работы.
Лидия Бевана с воодушевлением поделилась впечатлениями от культурной части практики: Мы были на экскурсии в Дмитрове, видели очень красивые соборы. Эта часть истории России стала для меня настоящим откровением, поездка открыла глаза на русскую культуру. Потрясающей была и поездка в Москву, город очень большой! Конечно, впечатлила Красная площадь. Мы часто ее видим по телевизору или на фотографиях в журналах, но самой оказаться на ней было просто здорово. В Дубне у нас тоже была интересная встреча. В магазине к нам подошла женщина - преподаватель английского языка одной из школ. Она пригласила нас на чай в летнюю детскую языковую школу. Там отдыхают и занимаются дети от трех до тринадцати лет. Мы пили чай, играли в разные игры и практиковались в английском. Детки поначалу стеснялись, потом мы начали играть и понемногу общаться. Малыши, конечно, знают еще немного, но они очень старались говорить по-английски. Дети научили нас русским играм, мы научили их нескольким африканским, всем было весело. Мы исполнили наш национальный гимн, детям он понравился. А 12 июня нам предложили сходить в Дом культуры "Мир" на концерт группы PER4MEN. Исполнители спускались в зал, танцевали со зрителями. Моей подруге подарили розу и с ней тоже потанцевали. На концерте исполнялись известные шлягеры, впечатления потрясающие.
Гудани Кхатутшел Тшивасе (Северо-Западный университет): В университете я занимаюсь радиоактивными метками и собираюсь построить компьютерные модели для этой задачи. Я приехала сюда, чтобы узнать, как это делается с помощью программы GEANT4. Участие в практике оказалось очень полезным для меня, потому что нельзя получить такой опыт без контакта со специалистами, без доступа к оборудованию. Я надеюсь сюда вернуться, по крайней мере, мы обсуждали возможность приехать сюда во время курса магистратуры и аспирантуры. Это потрясающая возможность, и было бы прекрасно, если бы это получилось!
А.С.Жемчугов (ЛЯП): С Гудани было довольно интересно работать, потому что она быстро разбиралась в тех вещах, о которых я ей рассказывал. Надо сказать, что сама тема для нее была совершенно новая, начиная с того, что ей пришлось изучать язык программирования, который она не знает. Она никогда не моделировала с помощью пакета GEANT4. Три недели - очень небольшой срок: для сравнения, на Физтехе аналогичный курс мы читаем целый семестр. Она смогла установить, с нашей помощью, конечно, все программное обеспечение себе на ноутбук, выполнить простое моделирование и довести его до какого-то экспериментального результата, который, может быть, не идеален, но это была законченная задача. По крайней мере, она теперь знает, как от начала до конца работать с пакетом, - для старта это нормально, а дальше все от нее зависит. Гражданин Нигерии Емека Харрисон Онах (Университет Фри-Стейт, ЮАР): Проект, в котором я участвовал, - компьютерное моделирование тоннельных характеристик сверхпроводящей наноструктуры (руководитель Ю.М.Шукринов, ЛТФ). Он отличается от курса, который мы изучали в магистратуре, поэтому сначала было сложно, но потом я начал понимать, какая физика лежит в основе того, чем мы занимались. В университете мы уделяли больше внимания экспериментальной части, а в проекте - теоретическим основам. Получается, я переключился с эксперимента на теорию, что всегда сложно. Наш руководитель сказал, что если мы захотим продолжить сотрудничество в будущем, то такая возможность есть. Это было бы прекрасно. В.Ю.Веденеев (ЛЯР): К нам студенты из ЮАР приезжают уже третий или четвертый год подряд, демонстрируют себя очень хорошо. Они анализируют данные, полученные в реакциях полного слияния аргона и самария, где получаются ядра ртути. Ртуть интересна для нас, поскольку это гомолог одного из сверхтяжелых элементов, 112-го, коперниция. Она имеет высокую адгезивную и химическую активность, поэтому является объектом нашего интереса, который позволяет судить и о калибровке, и о выходах сверхтяжелых элементов в реакциях. Грубо говоря, по эффективности сепарации ртути на установке мы можем судить об эффективности сепарации коперниция.
Студенты в проекте занимались анализом данных альфа-спектра с позиционно-чувствительного детектора после масс-сепарации, а также калибровкой этого детектора. Уровень их подготовки мне показался очень хорошим, видно, что для участия в практике они прошли отбор. В.А.Турченко (ЛНФ): Основным руководителем в нашем проекте "Феномен переноса и магнитно-кристаллическая структура манганитов" был Михаил Краус, он преподавал ребятам теорию, я только неделю помогал. В проекте участвовали два студента, я их познакомил со специальными программами для обработки данных и специальным математическим пакетом Origin. Об этих программах они кое-что слышали, но сами с ними не работали. Ребята оказались довольно сметливые, со своей работой справились. Я показал им, как обсчитывать данные, они сделали все, что от них требовалось, построили все необходимые зависимости, обсчитали данные резистивности, посчитали магнитный резистивный эффект.
На церемонии закрытия практики все ее участники получили сертификаты. Ольга ТАРАНТИНА, |
|