Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный № 1154
Индекс 00146
Газета выходит по четвергам
50 номеров в год

Номер 9 (4455) от 7 марта 2019:


№ 9 в формате pdf
 

Экскурсии

Ракетная история...
в 10-й школе

В очередной раз редакция еженедельника с удовольствием присоединилась к экскурсии, организованной Татьяной Лясниковой (литературный клуб библиотеки ОИЯИ). Тем более ехать в этот раз надо было совсем не далеко - на левый берег, в Mузей истории создания крылатых ракет.

Музей (формально - это экспозиция, входящая в состав городского музея истории, археологии, краеведения) размещается в левом крыле школы №10, и по площади и, наверное, по количеству демонстрируемых экспонатов - самый большой в городе. В экспозиции представлены не только экспонаты, рассказывающие об истории развития авиа- и ракетостроения, но и фотографии, исторические документы, связанные со строительством канала имени Москвы и поселка Иваньково. Машиностроение зародилось здесь еще в 1937 году с организацией завода по строительству гидросамолетов. После войны он пополнился оборудованием одного авиазавода и специалистами двух конструкторских бюро Германии. И началась эпоха реактивных двигателей и крылатых ракет - работы по теме "Б".

Замечательный экскурсовод Валентина Ивановна Ушакова, много лет преподававшая в школах левобережья, дополняла информацию каждого стенда интересными подробностями, рассказала, как непросто было получить в музей отдельные экземпляры крылатых ракет. В одном из залов музея организован мемориальный кабинет первого начальника филиала ОКБ-155 А.И.Микояна - А.Я.Березняка, с его письменным столом и креслом, старым телефоном-коммутатором и немецким радиоприемником.
 

Макеты изделий КБ и завода демонстрируют разные направления инженерной и конструкторской мысли, некоторые из них не получили, к сожалению, государственной поддержки. Например, наши конструкторы участвовали в проекте ОКБ Микояна по созданию экспериментального пилотируемого орбитального самолета. Его нес на "спине" самолет-разгонщик, поднимавшийся со скоростью шести скоростей звука на высоту 30 км. Там пилотируемый орбитальный самолет должен был стартовать. Самолет-космоплан из-за закругленно-треугольной формы фюзеляжа прозвали "Лапоть". Были проведены успешные испытания на дозвуковом аналоге орбитального самолета, но проект был закрыт решением министра обороны А.А.Гречко, который считал более перспективным проект "Энергия-Буран". Знаем мы, как закончился и этот проект...

Больше повезло дубненским конструкторам с ракетами, которых за всю историю было разработано и освоено в производстве более 50 образцов - крылатые, гиперзвуковые, противорадиолокационные, морского и воздушного базирования и другие, они предстают во всей красе в холле музея и на музейной площадке под открытым небом. Удивительные изделия и удивительные люди, их создавшие, вызывают большое чувство гордости за наших земляков.

Ольга ТАРАНТИНА
 


При цитировании ссылка на еженедельник обязательна.
Перепечатка материалов допускается только с согласия редакции.
Техническая поддержка -
ЛИТ ОИЯИ
   Веб-мастер