Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный № 1154
Индекс 00146
Газета выходит по четвергам
50 номеров в год

Номер 5-6 (4552-4553) от 4 февраля 2021:


№ 5-6 в формате pdf
 

Учебно-научному центру ОИЯИ - 30 лет

Как все начиналось

Научный руководитель ЛНФ ОИЯИ В.Л.Аксенов

Учебно-научный центр - несомненно большое достижение ОИЯИ и говорить о нем, конечно, приятно. Поэтому, когда редакция предложила мне написать о том, как все начиналось, я с удовольствием согласился, поскольку горжусь своей причастностью к этому важному делу. Сразу должен оговориться, что читателю предлагаются воспоминания о событиях тридцатилетней давности без претензий на объективное историческое исследование. Поэтому заранее приношу свои извинения перед всеми, кто не будет упомянут или будет упомянут не так.

А начиналось все в 1961 году. Сразу после создания ОИЯИ его первый директор член-корреспондент АН СССР Д.И.Блохинцев при поддержке директора НИИЯФ МГУ имени М.В.Ломоносова академика С.Н.Вернова начал создавать в Дубне, сказать по-современному, учебно-научный центр. На улице Ленинградской был построен учебный корпус и общежитие. В связи с окончанием строительства министр высшего и среднего образования РСФСР В.Н.Столетов издал приказ (№628 от 30.08.1960) об организации филиала НИИЯФ МГУ в Дубне и о выделении необходимых средств. После этого ректор МГУ И.Г.Петровский издал приказ (№140 от 06.03.1961) о начале учебного года с 1 сентября 1961 года.

Студенты физического факультета МГУ стали приезжать в Дубну, начиная с восьмого семестра каждого учебного года, на специализацию и выполнение дипломных работ. Многие ведущие ученые ОИЯИ принимали участие в чтении лекций и проведении практических занятий в лабораториях. Вскоре к студентам МГУ присоединились студенты университетов России и республик СССР, а затем и стран-участниц. В результате ОИЯИ превратился в весомый в странах-участницах центр подготовки специалистов в области физики ядра и частиц. Способные молодые люди со всей страны стремились сюда попасть. Важную роль играла атмосфера науки и творчества, создаваемая великими учеными ОИЯИ, которая оказала большое влияние на всех, кто попадал в это замечательное место. Студентов встречала доцент кафедры Блохинцева С.П.Иванова, и многие, включая автора этих заметок (я прибыл в Дубну на диплом в январе 1970 года), благодарны ей за заботу и помощь. Все это было важно для ОИЯИ, поскольку из числа молодых преподавателей и студентов формировался корпус будущих ведущих ученых и руководителей.

Итак, 60 лет назад модель подготовки кадров ОИЯИ была определена и начала реализовываться на базе филиала НИИЯФ МГУ, который выполнял функции филиала физического факультета с учебной частью, организацией жизни студентов и пр. Всё последующее - это эволюция этой модели, успешная или не совсем на каких-то этапах, в зависимости от условий существования. Далее мы проследим эту эволюцию, полагая это полезным в методическом плане.

Образовательный процесс строился на двух кафедрах физического факультета МГУ - кафедре Д.И.Блохинцева (теоретической ядерной физики) и кафедре В.И.Векслера (физики элементарных частиц). Кафедра ФЭЧ успешно развивается и по сей день благодаря ее руководителям и сохранению традиций. После академика Векслера кафедрой руководили академик Б.М.Понтекорво, профессор А.А.Тяпкин, академик В.Г.Кадышевский и в наши дни успешно продолжает традиции академик В.А.Матвеев. Кафедра Блохинцева, после его преждевременной кончины в 1979 году, была присоединена к кафедре академика Н.Н.Боголюбова (квантовой статистики и теории поля) в Москве. В Дубне осталась одна кафедра. С.П.Иванова перешла на кафедру физики атомного ядра в Москве. Благодаря ее усилиям продолжались программы по ядерной физике и по квантовой теории твердого тела. На этом мы остановимся подробнее, поскольку развитие последней и будет играть ключевую роль в нашей истории. Физика конденсированного состояния (ФКС) с неизбежностью присутствует в любом передовом ядерном центре, поскольку с ней связано многое в подготовке экспериментов: детекторы, материалы, низкие температуры и т.п. В ОИЯИ сложилась особая ситуация. С одной стороны, исследовательские ядерные реакторы, создаваемые с самого начала в ОИЯИ по идеям Блохинцева, плюс возможности ускорителей служили стимулом для использования в исследованиях ядерно-физических методов. С другой стороны, наличие научной школы по статистической механике, освещаемой гением Боголюбова. В 1966 году в ЛТФ был создан сектор теории твердого тела для обеспечения научной программы на новом реакторе ИБР-2, а на кафедре Блохинцева был курс профессора Н.М.Плакиды, ученика Боголюбова, по квантовой теории твердого тела.

Самый мощный в мире импульсный источник нейтронов - реактор ИБР-2 начал регулярную работу в 1984 году и исследования по ФКС вышли на новый уровень. Меня как директора ЛНФ имени И.М.Франка беспокоило отсутствие регулярной подготовки специалистов-экспериментаторов по ФКС для работы на новом реакторе. Боголюбов полагал, что должно быть классическое университетское образование, однако открытие кафедры в то время было в компетенции отдела науки ЦК КПСС и даже при его влиянии это не удавалось. Возник в определенном смысле тупик. Как обычно, для выхода из подобных ситуаций нужно, чтобы произошло какое-то событие. И оно произошло. В 1986 году была открыта высокотемпературная сверхпроводимость. Во всем научном мире всё пришло в движение, в том числе и в нашей стране. Открылись государственная и ведомственные научные программы. В ОИЯИ под руководством Боголюбова была создана общеинститутская научная программа с участием всех лабораторий. Напомню, что Николай Николаевич в 1957 году одним из первых создал микроскопическую теорию сверхпроводимости, и эта тема его очень интересовала. Наша небольшая группа (Боголюбов, Плакида и автор этих заметок) даже были удостоены в 1989 году второй премии ОИЯИ за теорию новой сверхпроводимости. Я храню этот диплом как свидетельство счастливой возможности совместной работы с великим ученым и личностью и как символ той эпохи развития демократии и свободомыслия, и дорожу им не меньше, чем полученной позже Государственной премией РФ.

В стране начали открываться исследовательские институты и, как тогда было модно, НОЦ (научно-образовательные центры). Мы тоже решили пойти по этому знакомому нам пути. Опускаю детали (они описаны в моей статье в сборнике "ОИЯИ-40. Хроника. Воспоминания. Размышления" Дубна, 1996), отмечу только, что на конечном этапе оформления решающую роль на волне сверхпроводимости сыграл декан факультета Т МИФИ В.Н.Беляев, который в то время был председателем комиссии по образованию Верховного Совета СССР. В результате 16 января 1991 года вышел совместный приказ №28/33 Госкомитета СССР по народному образованию (председатель Г.А.Ягодин) и Министерства атомной энергетики и промышленности СССР (министр В.Ф.Коновалов), в котором МГУ и МИФИ утверждались вузами целевой подготовки специалистов для предприятий Министерства атомной энергетики и промышленности, и предписывалось организовать при ОИЯИ подготовку студентов МГУ и МИФИ по ряду направлений, которые по согласованию с дирекцией ОИЯИ включали физику атомного ядра и частиц, радиационную биологию и ядерно-физические исследования конденсированных сред и высокотемпературной сверхпроводимости. Этот приказ и выделенные министерством в МИФИ и МГУ ставки преподавателей и послужили триггером дальнейшего развития.

Учебный процесс в Дубне начался с 1 сентября 1991 года со студентами МИФИ в филиале НИИЯФ МГУ по двум направлениям - радиобиологии (руководитель член-корреспондент РАН Е.А.Красавин) и ФКС под моим руководством. В 1992 году вышел приказ по НИИЯФ МГУ (06.07.92 №220), в котором были сформулированы мероприятия по организации работы Учебно-научного центра МГУ и МИФИ при ОИЯИ на базе филиала НИИЯФ МГУ. Все это происходило при активном участии директора филиала Т.В.Тетеревой. Руководимый ею коллектив успешно справился с возросшим наплывом студентов, организацией школ и конференций. В нескольких первых наборах студентов МИФИ с кафедры Ю.А.Быковского (физики твердого тела) были очень сильные ребята. Появились студенты других университетов. Примерно через десять лет исходная проблема кадров для ЛНФ была решена. Сегодня наши выпускники - доктора и кандидаты наук, часть из них руководят секторами и отделами. В это время Красавин уже организовал кафедру в Дубненском университете и переместился туда. Была открыта моя кафедра нейтронографии в МГУ, и в Дубне на базе НИИЯФ МГУ опять стали работать две кафедры МГУ. Конфигурация фактически вернулась к исходной модели Блохинцева, и УНЦ МГУ и МИФИ стал не нужен.

Другое дело ОИЯИ, в котором структура УНЦ в современных условиях оказалась полностью адекватна. Воспроизводством отработанных ранее форм работы и занялась С.П.Иванова при поддержке академиков В.Г.Кадышевского и А.Н.Сисакяна (в то время директора и вице-директора, соответственно). В результате в 1993 году и был создан собственно УНЦ ОИЯИ как структурное подразделение Института (приказ по ОИЯИ №316 от 29.04.93). Этим приказом были утверждены штатное расписание и состав Совета УНЦ под председательством Сисакяна. Директором была назначена Иванова. В 1997 году КПП вписал образовательную деятельность в устав ОИЯИ. Это уже проходило без моего активного участия. Сегодня можно констатировать, что УНЦ превратился в солидную образовательную организацию, координирующую большое количество кафедр из различных университетов и имеющую огромные контакты по всему миру. Мы с удовольствием взаимодействуем с УНЦ ОИЯИ, и я искренне благодарен его директору С.З.Пакуляк и всем сотрудникам за помощь и поддержку, особенно в последние годы.

В заключение я бы хотел подчеркнуть три момента. Первое: современный этап (как и начальный) развития образовательной программы ОИЯИ возник не из административных построений, а в результате реальной, обострившейся необходимости в обеспечении кадрами конкретных научных направлений. Второе: все участники описанных событий были воспитаны в духе модели Блохинцева и невольно переносили ее на текущий момент. В случае с УНЦ ОИЯИ это работает благодаря стабильному материальному обеспечению. Третье: деятельность УНЦ ОИЯИ основана на том, что была создана система. А системный подход всегда приводит к успеху.

От всей души поздравляю коллектив УНЦ ОИЯИ с достигнутыми результатами и желаю дальнейшего процветания.

18 января 2021 г.
 


При цитировании ссылка на еженедельник обязательна.
Перепечатка материалов допускается только с согласия редакции.
Техническая поддержка -
ЛИТ ОИЯИ
   Веб-мастер