| ||||||
Учебно-научному центру ОИЯИ - 30 лет Привлекать молодежь в науку!Директор УНЦ С.З.Пакуляк В январе 2021 года исполнилось 30 лет с момента выхода совместного приказа Государственного комитета СССР по народному образованию и Министерства атомной энергетики и промышленности СССР №28/33 от 16.01.1991 о специализированной подготовке кадров высокой квалификации на базе ОИЯИ. Этот приказ дал старт процессу создания Учебно-научного центра, который был учрежден приказом №316 от 29.04.1993 директора ОИЯИ В.Г.Кадышевского. Первым директором УНЦ стала С.П.Иванова, а ответственность за развитие программ подготовки кадров на базе ОИЯИ были возложены на вице-директора А.Н.Сисакяна. В 1993 году начала работать базовая кафедра МФТИ в ОИЯИ - кафедра физики взаимодействия частиц высоких энергий, которую возглавил сотрудник ЛЯП Г.А.Шелков. Студенты этой кафедры старших курсов начали приезжать с 1993 года в Дубну, где подобная модель взаимодействия Института и физического факультета МГУ реализовывалась с 1961 года на базе филиала НИИЯФ. Эта модель предполагает, что студенты старших курсов слушают в Дубне спецкурсы, которые читают сотрудники Института, и готовят под руководством научных сотрудников ОИЯИ свои квалификационные работы. Третьим краеугольным камнем УНЦ стала базовая кафедра МИФИ, где была реализована аналогичная модель. Кроме базовых кафедр, постепенно были подготовлены и заключены соглашения о сотрудничестве с большинством ведущих университетов стран-участниц, которые заложили основание для практик и международных студенческих школ. В непростые для Института 90-е годы именно создание УНЦ позволило сохранить и укрепить связи с вузами и обеспечить небольшой, но постоянный приток в ОИЯИ молодых ученых и инженеров.
Президиум заседания, посвященного 5-летию УНЦ. С.П.Иванова, А.Н.Сисакян, В.Г.Кадышевский. 5 марта 1996 года. В последние годы в ОИЯИ ежегодно проходят практику порядка 250-300 студентов. Из них около 150-200 это студенты вузов, реализующих совместные с ОИЯИ образовательные программы; около 50 студентов российских вузов по договорам направления-приема и проведения практики; около 30-50 студентов вузов других стран из Беларуси, Украины, Казахстана и Кубы. Кроме того, иногда проходят специализированные практики по заявкам таких вузов, как НИЯУ МИФИ, Томский политехнический и государственный университеты и некоторых других. В целом в течение года практику в ОИЯИ проходят около 500 студентов. С начала подготовки студентов на естественно-научных кафедрах Государственного университета "Дубна" Институт получил уникальную возможность взаимодействовать со своими будущими сотрудниками с первых дней их обучения в университете. Это связано с тем, что среди преподавателей университета очень много ученых и специалистов ОИЯИ, которые имеют возможность отследить подготовленных и мотивированных студентов на начальных курсах и привлечь их к научной работе в лабораториях. Более подробно о взаимодействии УНЦ ОИЯИ и Государственного университета "Дубна" рассказывает проректор А.С.Деникин в статье, представленной в этом юбилейном издании. УНЦ с первых дней своего существования стал центром объединения молодежи ОИЯИ и способствовал активизации деятельности Объединения молодых ученых и специалистов ОИЯИ. В 1997 году состоялась первая школа молодых ученых ОИЯИ, организованная ОМУС совместно с УНЦ. С этого времени школы стали регулярными, а в последние годы еще и международными. По решению дирекции Института с 2017 года УНЦ администрирует бюджет ОМУС и помогает в организации и проведении мероприятий объединения. С 1995 по 2016 годы в УНЦ ОИЯИ работала аспирантура. Прием в аспирантуру был прекращен в связи с введением в 2012 году нового закона об образовании в Российской Федерации. В соответствии с этим законом обучение в аспирантуре из системы послевузовской подготовки кадров высшей квалификации было переведено в третью ступень высшего образования. Более чем за 20 лет через аспирантуру ОИЯИ прошло 329 молодых ученых, из которых к настоящему моменту защитилось 115 человек.
Профессорско-преподавательский состав в майках с эмблемой УНЦ. 5 марта 1996 года. В 2017 году УНЦ инициировал подачу заявления о включении ОИЯИ в перечень научных организаций и образовательных организаций высшего образования, которым по решению Правительства РФ предоставляется право самостоятельного присуждения ученых степеней. Такое право Институт получил 1 сентября 2017 года, и с сентября 2019 года шесть диссертационных советов ОИЯИ начали работу в новых условиях. Ранее, в 2015 году, в качестве замены института соискателей в УНЦ начала работать система прикрепления к ОИЯИ лиц для подготовки диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук без освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре. В настоящий момент к ОИЯИ прикреплено 23 сотрудника Института, а всего через эту программу прошли 48 молодых ученых. Данная система позволяет защищать кандидатские диссертации сотрудникам Института, занимающим инженерные должности и не обучавшимся на третьем этапе высшего образования. В 2004 году при поддержке вузов Польши и Чехии в Институте началась организация ежегодной Международной студенческой практики. К 2020 году в рамках этого проекта в Институт ежегодно приезжали до 150 студентов и аспирантов из Азербайджана, Беларуси, Болгарии, Египта, Кубы, Монголии, Польши, Румынии, Сербии, Словакии, Чехии, ЮАР. Отличительная особенность этой программы, длящейся три недели, - отбор участников практики уполномоченными представителями стран-участниц. К сожалению, из-за ограничений, связанных с пандемией и отсутствием регулярного международного авиасообщения, в 2020 году мероприятия МСП не проводились. Но до 2020 года в программе уже приняли участие более 2000 человек, и некоторые из первых участников этой программы связали свою научную жизнь с Институтом. В 2014 году в УНЦ произошло два важных события. Во-первых, в дополнение к Международной студенческой практике была запущена Летняя студенческая программа, основное отличие которой от МСП состоит в том, что участники отбираются сотрудниками Института на основе заявок, собираемых на сайте students.jinr.ru. Каждый год с 2014-го по 2020-й УНЦ получал более 250 заявок от потенциальных участников, из которых сотрудниками Института отбиралось около 50 участников из 26 стран. Во-вторых, решением весенней сессии КПП в 2014 году УНЦ было поручено организовать Научно-инженерную группу и программы подготовки инженеров-физиков на базе специализированных лабораторий УНЦ и линейного ускорителя электронов Лаборатории ядерных проблем. Более подробно о работе научно-инженерной группы УНЦ рассказывает статья руководителя группы М.А.Ноздрина, публикуемая в этом выпуске. Начавшаяся в 2020 году пандемия COVID-19 внесла серьезные коррективы в работу Института и УНЦ. Чтобы не потерять связи с университетами, сотрудниками центра была придумана и воплощена в жизнь новая программа INTEREST, что является акронимом полного названия программы "INTERnational Remote Student Training at JINR". Программа реализуется полностью в онлайн-формате на сайте interest.jinr.ru в форме этапов, называемых "волнами". Участниками этой программы могут стать студенты и аспиранты со всего мира, которые, как и в случае летней студенческой практики, отбираются на основе их заявок сотрудниками Института, подготовившими научно-исследовательские проекты, которые могут быть реализованы дистанционно. Осенью 2020 года были организованы две "волны", в которых приняли участие 24 участника из 9 стран и 26 из 12, соответственно. Начало третьей "волны" намечено на 8 февраля 2021 года. УНЦ призывает всех заинтересованных сотрудников Института принять участие в этой программе, которая позволяет отобрать мотивированных студентов для участия в научных программах. УНЦ надеется, что данная программа будет работать и после завершения пандемии. УНЦ реализует также программы для школьников и учителей из государств-членов и партнерских стран. В 2009 году состоялась первая Школа для российских учителей физики в Европейской организации ядерных исследований, а с 2013 года эта школа стала в ЦЕРН русскоязычной программой для учителей физики из государств-членов ОИЯИ. С 2010 года аналогичная программа проводится и в ОИЯИ. Со студенческими и учительскими программами УНЦ можно подробнее ознакомиться в статье сотрудников УНЦ Е.Г.Карповой и Ю.А.Рыбачук. С 2013 года в структуре УНЦ работает отдел разработки и создания образовательных программ, который возглавляет профессор Ю.А.Панебратцев. Совместная работа этого отдела и ряда сотрудников ЛФВЭ очень многообразна и связана с внедрением в образовательный процесс результатов фундаментальных и прикладных исследований. С этой целью командой Ю.А.Панебратцева создаются виртуальные лаборатории ядерно-физического эксперимента, программы по ядерной физике для школьного образования, создан и поддерживается открытый образовательный портал ОИЯИ edu.jinr.ru и многое другое. В 2019 году в УНЦ создана группа молодых сотрудников, которая существенно усилила деятельность центра, направленную на взаимодействие с общественностью и популяризацию науки. Сегодня группа социальных коммуникаций УНЦ организует участие Института в научно-популярных мероприятиях в России и странах-участницах, таких как фестивали наук "Наука 0+", карьерные дни и ярмарки вакансий в ведущих российских вузах и многих других. Об этом рассказывают сегодня участники группы. УНЦ ОИЯИ активно поддерживает программы дополнительных образовательных услуг для учащихся в рамках межшкольного физико-математического факультатива города Дубна, центра дополнительного образования ПРИМЕР (ПРограмирование, Информатика, Математика, Естествознание и Робототехника) и некоторых других. Наш центр активно помогает городской администрации в создании нового учебного заведения - Физико-математического лицея имени академика В.Г.Кадышевского. Завершая этот краткий обзор деятельности Учебно-научного центра ОИЯИ за прошедшие годы, хочется поблагодарить дирекцию Объединенного института за постоянную поддержку нашей деятельности. Сотрудники УНЦ, получившие к юбилею прекрасный подарок - завершение ремонта помещений центра в здании ЛИТ, продолжат свою деятельность по реализации лозунга, вынесенного в название этой статьи, - "Привлекать молодежь в науку".
|
|