Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный № 1154
Индекс 00146
Газета выходит по четвергам
50 номеров в год

Номер 4 (4601) от 3 февраля 2022:


№ 4 в формате pdf
 

Выставки

Игры с прозрачностью

23 января в ДУ "Мир" медиахудожник Серж Головач провел экскурсию по своей выставке. И, возможно, его разочаровала малочисленность аудитории, зато у посетителей была возможность в полной мере насладиться работами и прослушать подробное объяснение про историю создания и примененные технологии. Авторская экскурсия больше напоминала научную лекцию - настолько емким было повествование: немного теории, терминологии, устройство конкурсов, звезды фотоискусства, техника и технологии...

С научным миром С.Головач связан напрямую. Прежде всего это художник-исследователь, художник-экспериментатор. И как иллюстрация - сканы его рабочих заметок, выставленные в рамках. Это испещренные формулами, списками, таблицами и символами манускрипты, на которых рождается сочетание фотоснимка и его воплощения в материале: дереве, камне, войлоке, стали. Археологи будущего сломают мозг, пытаясь постичь "что же хотел сказать художник" на этих "полотнах".

Одна из творческих находок - использование альфа-канала цифровой технологии, или прозрачности. Если часть изображения сделать прозрачным, то через него будет проступать фактура и цвет материала, на котором печатается изображение. Таким образом появляется еще одно измерение, рельеф, фоторабота становится скульптурной.

На выставке были представлены работы из серий "Игра без клавиш" - руки пианиста Дмитрия Шишкина, "APPostles" - образы современной молодежи. О "Хореографике" надо рассказать особо - и вы поймете, насколько сложная деятельность остается за кадром. Артистка балета Татьяна Фатт стояла в темноте и через каждые 10 секунд меняла положение. В это время Серж освещал ее лазерным фонариком, а фототехника фиксировала изображение, которое позже, при обработке, было сделано прозрачным. Печатался снимок на войлоке, но не на самом "ковре" или "гобелене" (как его шутя называют создатели выставки), а на фольгированной подложке, нанесенной на войлок. Отдельная история с рамой - поиском креплений по московским магазинам, шлифовкой стальных уголков. Неудивительно, что работы Сержа Головача находятся в собраниях Государственного центра современного искусства, Московском музее современного искусства, Русском музее в Петербурге и других, а также в частных коллекциях.

С прозрачностью связан и анимационный проект "Снежинки", который также был продемонстрирован на выставке. Через прозрачное изображение людей живут своей жизнью зимние снежинки - отмечают Рождество, влюбляются, плещутся в крещенской проруби...

Художник, по мнению Сержа, должен всегда преодолевать материал, чтобы добиться задуманного эффекта. Отсюда и название выставки "Головач Сопромат", и множество рассказанных историй в ходе экскурсии - как выбирался материал для печати, где приобретался, обрабатывался, как повлиял локдаун на закупки и перевозки.

Галина МЯЛКОВСКАЯ,
фото автора
 


При цитировании ссылка на еженедельник обязательна.
Перепечатка материалов допускается только с согласия редакции.
Техническая поддержка -
ЛИТ ОИЯИ
   Веб-мастер