| ||||||
Мир увлечений Путь в тысячу ли начинается с первого шагаНашему клубу кендо в этом году исполнилось 9 лет. Он был создан в 2013 году Николаем Гераксиевым на свободных принципах, то есть каждый член клуба своей активностью помогает его развитию.Несколько раз в год мы участвуем в соревнованиях и тренировках в додзё других регионов России и других стран. Проводим демонстрационные мероприятия на ежегодном фестивале японской культуры Katana Fest, организуемом Натальей Рыбниковой. Благодаря поддержке Объединенного института ядерных исследований, а особенно Объединения молодых ученых и специалистов, сейчас мы занимаемся 3 раза в неделю: в воскресенье в большом зале стадиона "Наука", по вторникам и пятницам - в малых залах ДК "Мир" и стадиона. Сегодня мы расскажем об этом удивительном виде состязаний. Если у вас возникнут вопросы или желание посетить тренировки, чтобы изучать искусство кендо вместе с нами, пожалуйста, пишите в нашу группу vk.com/kendodubna. Мы очень рады новичкам!
История возникновенияКендо (кэндо, "путь меча") - искусство японского фехтования, зародившееся в старых школах владения мечом. Начиналось оно с состязаний на синаях (бамбуковых мечах) в богу (защитном доспехе). Сегодня кендо включено в обязательную программу физвоспитания в японских школах и в полиции как способ физической и психологической подготовки. В наши дни в Японии около полтора миллиона занимающихся кендо. Это каждый сотый житель страны, включая детей и стариков (действительно включая, так как кендо в Японии занимаются с раннего детства до глубокой старости). Дело в том, что под поверхностью простых занятий, странной формы этикета, техники и соревновательных правил лежит глубокий смысл Пути меча. В современном кендо, так же как столетия назад, поединки проводятся в защитном доспехе и с бамбуковым мечом, в полную силу и на полной скорости. Как и в любом виде спорта, чуть ли не основным определяющим фактором являются правила соревнований. Их много, но главное из них - это понятие валидного (обоснованного, действительного) удара. В кендо засчитывается не любой удар, а только тот, который соответствует определенным требованиям: точный удар или укол, выполненный правильной частью меча; демонстрация сильного духа и хорошей осанки перед атакой, наличие хорошего победного духа в случае контратаки. То есть для победы требуется нанести такой удар (с некоторыми оговорками), который был бы максимально эффективен в случае использования настоящего меча в реальной ситуации. Один из главных принципов кендо: "Син-ки-рёку-итти" - единство сознания, духа и техники; он выражается в правильном положении меча, тела и духа в каждом ударе. Поединки длятся до двух очков (иппонов), которые фиксируются тремя судьями, обладающими значительным собственным опытом, зачастую на уровень выше соревнующихся.
Принципы и концепцияГлавные принципы поединков в кендо заключены вокруг стандартного правила: всё неэффективное отсеивается. Поединок на пределе сил и концентрации позволяет почувствовать и раскрыть важность таких "мелочей", как взгляд, дыхание, восприятие. Чтобы научиться правильной работе сознания в поединке, надо усердно заниматься, проводить много поединков, изучая свои реакции и опыт других людей. В кендо нет ограничений по полу, возрасту или весу. Несмотря на то что существуют категории по уровням мастерства и полу, часто бывают случаи, когда низкий, легкий кендока (девушка, например) побеждает в силу своей большей точности, собранности, концентрации. Меч уравнивает шансы. Побеждает прежде всего мастерство и опыт. Из всех полноконтактных единоборств практически только фехтование позволяет спортсменам эффективно вести поединки до глубокой старости. Мастерство в кендо оценивается по системе уровней (данов) примерно как в других японских искусствах: от 4-го до 1-го кю, а затем от 1-го до 8-го дана. Это минимум 40 лет ежедневной практики. Но, в отличие от большинства направлений, внешних признаков дана (поясов) нет. Считается, что уровень бойца должен быть виден по его навыкам и внутренней силе. Кроме того, даже на 8-й дан нужно сдать очень сложный, выматывающий экзамен, который проходят единицы из тысяч претендентов. Что представляют собой занятия кендо? Нечто среднее между чайной церемонией и дисциплинированной тяжелой службой. С одной стороны - обычная разминка, упражнения на общую и специальную физическую подготовку, постановка шагов, основных ударов, изучение форм взаимодействия с партнером, учебные поединки. С другой стороны - военная дисциплина: стоять в строю, выполнять команды бегом, никаких лишних разговоров типа "отойду водички попить". Те, кто представляет себе экзотический фитнесс-клуб, бывают сильно разочарованы. Это все, конечно, делается не просто так. Почти военная дисциплина на тренировках делает человека собраннее и внимательнее, воспитывает черты характера, которые впоследствии дают преимущества в бою. Далее, после нескольких месяцев занятий без доспехов, когда с помощью простых упражнений тело человека (особенно ноги) становится подготовленным для быстрых, резких осмысленных движений, ученик переходит на другой уровень - изучает тонкости атаки и защиты, восприятия, уязвимостей. Не надо думать, что новичку сразу доверят рубить соперника настоящим мечом. К поединкам подходят очень медленно, уделяя внимание как внутреннему, так и внешнему состоянию. Чтобы изучить, правильно практиковать и найти применение каждой технике, кроме отработки ударов с бамбуковым мечом, можно освоить и традиционные формы (ката), выполняемые без доспехов с деревянными мечами и включающие основные типы взаимодействий и техник, которые способны пролить свет на реальные боевые ситуации. Вдобавок к изучению таких форм кендока может погрузиться в смежные области фехтования - иайдо (искусство быстрого обнажения меча и нанесения одного решающего удара) и дзёдо (дзё - деревянный шест). Несмотря на то что они представляют собой отдельные направления в мире фехтования, часто помогают улучшить навыки с помощью исследования настоящей катаны, а также дистанции и разницы фехтования в дзёдо. На тренировках и в поединках обычно очень громко кричат. На начальном этапе обучения это, конечно, кажется странным и непривычным, но в конечном счете громкий крик становится абсолютно естественным и непроизвольным результатом предельной концентрации всех физических и ментальных сил. В кендо одним из важнейших сопутствующих навыков является уважение. Без искреннего уважения к окружающим, в том числе и к противнику, в кендо просто невозможно достичь какого-то уровня. Серьезное отношение к принципам меча и осознание ценности жизни приводит к своеобразному этикету - поклонам и словам благодарности практически после каждого действия. Такое уважение порождает эмпатию, открытость, деликатность и искренность. Это позволяет говорить о высокой нравственной культуре людей, занимающихся кендо, и пользе обществу в целом, как бы пафосно и утопически это ни звучало. Таким образом, из этих принципов и состоит концепция кендо: "Формировать разум и тело, развивать сильный дух, через правильные и строгие тренировки стремиться к совершенствованию искусства кендо, высоко ценить человеческую вежливость и честь, быть искренним с другими, всегда совершенствовать себя. Это позволит каждому: любить свое государство и общество, делать вклад в развитие культуры, продвигать все человечество к миру и процветанию". Концепция кендо была составлена Всеяпонской федерацией кендо в 1975 году и по сей день является главным девизом каждого клуба кендо во всем мире. Кому можно практиковать кендо? Абсолютно всем, но с оглядкой на свою физическую форму. Главное - желание. Чем дальше вы продвигаетесь по этому пути, тем интереснее он становится. Если вы хотите развить сухожилия, скорость реакции, сформировать осанку и походку, победить страх, сомнения и неуверенность в себе - кендо сможет решить эти задачи, конечно, при полной вашей отдаче. Кендо является и путем развития личности. В процессе тренировок мы стараемся все делать максимально хорошо, насколько способны, что делает нас самих лучше и сильнее, быстрее и выносливее, смелее и увереннее, в контроле своих мыслей и чувств, в видении и чувствовании партнера. Ведь сердце кендо лежит не в соревновании, а во взаимодействии с целью самосовершенствования. Это путь длиною в жизнь. При подготовке материала использована статья А. Федотова "Кендо для посторонних" и фотографии Герганы Христозовой. Павел НЕХОРОШКОВ
|
|