| ||||||
Маршруты Дома Ученых Живописное настроениеПервая в этом году поездка Дома ученых состоялась в музей "Новый Иерусалим" на выставку фламандской живописи XVII века "Под знаком Рубенса".Центральная фигура выставки - великий мастер Питер Пауль Рубенс, как и в свое время объединивший вокруг себя талантливых живописцев. Его наследие огромно, таланты разнообразны, личность притягательна, полотна бесценны как в художественном, так и в историческом смысле. Две картины экспонируются впервые: "Коронование Роксаны Александром Македонским" и "Французский король Генрих IV использует счастливую возможность для заключения мира". Кроме того, на выставке представлены портреты Антониса ван Дейка, Отто ван Вена и Корнелиса де Воса, религиозные сюжеты Якоба Йорданса, натюрморты Франса Снейдерса, пейзажи Яна Вильденса, а также редкие работы менее известных авторов, например женщины-художницы Йоанны Вергаувен. Экскурсовод рассказала об исторической эпохе, в которой развивалась фламандская живопись, о традициях художественной школы, отношениях мастеров, их учеников и подмастерьев, о том, как формировался в XVII веке художественный рынок Фландрии. Создавались картины коллективно, порой известный художник только наносил последние штрихи, оживляя полотно, и ставил свою подпись. В то время было принято придерживаться выбранного жанра (портрета, натюрморта или пейзажа), с особой тщательностью выписывать детали, а в произведение вкладывать особый смысл, мораль, используя художественные приемы, цвета и символы. В мир живописцев, охотно и много помогающих друг другу, вплетались отношения с заказчиками, например продавать картины могли только члены гильдии Святого Луки - объединения скульпторов, художников и печатников. В Россию картины фламандских живописцев стали привозить при Петре Первом, и уже при Екатерине II Эрмитаж стал обладателем одной из самых богатых коллекций в мире. Выставка "Под знаком Рубенса" объединила лучшие образцы фламандской живописи XVII века, находящиеся в России. Экспозицию составили 67 произведений, предоставленных музеями, частными коллекционерами и галереями. Оформление выставки позволяет и без экскурсовода ознакомиться с событиями той эпохи, взаимосвязью художников, творческими объединениями и тенденциями, которые повлияли на расцвет этого искусства. Фон выставки темно-серый, на нем отлично смотрятся и яркие краски, и блеск лака, и резные рамы картин. После выставки у сотрудников ОИЯИ была возможность посетить Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. В этот день погода гармонировала с возвышенным настроением - через легкие облака просвечивало солнце, а небесная лазурь и снежные шапки перекликалась с внутренним бело-голубым оформлением собора Воскресения Христова. Отличная духовная подпитка перед Рождеством и перед новым рабочим периодом!
Материал подготовила Галина МЯЛКОВСКАЯ, |
|