Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный № 1154
Индекс 00146
Газета выходит по четвергам
50 номеров в год

Номер 18 (4666) от 18 мая 2023:


№ 18 в формате pdf
 

Молодежь и наука

Заглянуть в глубь времен под куполом собора

Окончание. Начало в №15

Часть вторая. Дубна, ЛНФ

Из благодарственного письма руководства МНРХУ директору ОИЯИ Г.В.Трубникову:
"...выражаем благодарность ОИЯИ за проведение физико-химических исследований в рамках реставрации уникальной стенописи XII века Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря (г. Псков). ...Методика, примененная сотрудниками ОИЯИ, вывела знания о фресках на принципиально новый уровень, позволивший увидеть картину происходящих процессов в живописи наиболее полноценно".

- Это благодарственное письмо от руководства Межобластного научно-реставрационного художественного управления (МНРХУ), которое было направлено в адрес директора ОИЯИ Г.В.Трубникова после нашей первой совместной работы в 2021 году, - начинает свой рассказ начальник группы нейтронного активационного анализа ЛНФ А.Ю.Дмитриев. - В МНРХУ работают специалисты, которым доверяют реставрацию самых важных, самых значимых памятников не только в России, но и в других странах, например в Белоруссии.

Исследования ведут Ольга Филиппова и Андрей Дмитриев
Наша группа занимается нейтронным активационным анализом, нейтроны - наш основной рабочий инструмент. Исследования мы проводим на установке ИРЕН и на реакторе ИБР-2. Поскольку реактор временно не работает, мы частично перенесли нейтронный активационный анализ (НАА) в Казахстан в Институт ядерной физики. В прошлом году облучили там много образцов, за что благодарны нашим коллегам.

Работу с объектами культурного наследия мы начали с исследования фрагментов стеклянных браслетов, которые были найдены на раскопках Дубненского городища. Перед нами стояла задача выяснить, где они были изготовлены. Задача оказалась несложной, поскольку в те времена стеклодельное ремесло было высокотехнологичным производством. Стеклодельных центров было немного, и в каждом существовали свои рецептуры. Сравнивая элементный состав наших образцов с рецептурными нормами разных центров Западной Европы, Византии, столичными и провинциальными центрами Древней Руси, мы выяснили, что все 10 фрагментов были отечественного производства - половина столичного, половина провинциального. Дальше мы вплотную занялись исследованием элементного состава археологической керамики в сотрудничестве с Институтом археологии РАН.

Мы в своих публикациях часто употребляем слово впервые. До нас, по крайней мере, на территории России никто не исследовал элементный состав штукатурных оснований настенных росписей методом НАА. Это чувствительный метод, настолько чувствительный, что при подготовке образцов к облучению основная задача - не испачкать их. В конце 2019 года в ОИЯИ прошло первое международное рабочее совещание "Применение ядерно-физических методов для исследования объектов культурного наследия". Кстати, в этом году в Ташкенте запланировано проведение третьего совещания. В первом участвовала доктор искусствоведения, сотрудник Государственного института искусствознания Т.Ю.Царевская. Она сделала доклад, посвященный проблеме перерождения колорита фресковой живописи. С собой она привезла некоторые фрагменты фресок. И с этого момента мы вплотную занялись изучением средневековых росписей.

Мы поняли, что одного элементного анализа для изучения фресковой живописи недостаточно. Во-первых, в ней может быть несколько слоев, а при элементном анализе с помощью НАА мы не всегда можем разделить эти слои. Во-вторых, результат элементного анализа - это список тех элементов, которые входят в состав исследуемого образца, а зачастую этого недостаточно, чтобы ответить на вопросы историков искусства, реставраторов и археологов. Нужно знать, в какие молекулы соединяются обнаруженные элементы, в состав каких минералов входят. Для этого нужны дополнительные методы, которые мы начали осваивать с 2019 года. Нам удалось приобрести приборы для молекулярного анализа: инфракрасный и рамановский спектрометры, а также различные микроскопы, поскольку зачастую мы исследуем образцы размером с пылинку. Сотрудники группы прошли обучение работе на новом оборудовании в МГУ и в СПбГУ. Помимо этого, мы учились у ведущих специалистов в области исследования живописи в Государственном НИИ реставрации. Такие сертификаты нам необходимы, чтобы подтвердить свою компетенцию именно в области исследования живописи.

Сегодня для реставраторов такие исследования обязательны: прежде чем утвердить в Министерстве культуры какой-либо реставрационный проект, необходимо предоставить результаты физико-химических исследований. Это требование логично, потому что реставратор в своей работе, например, пользуется растворителями для того, чтобы удалить поздние слои и загрязнения. Чтобы правильно подобрать растворитель и не испортить предмет исследований, а такие случаи бывали, нужно знать, из чего состоит красочный слой. Мы уже приняли участие в подготовке двух проектов реставрации знаменитых псковских памятников: Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря и собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря.

Но реставрация - это практическая сторона работы с фресками, а есть и научная - перерождение цвета. Если вы в Великом Новгороде зайдете в церковь, расписанную Феофаном Греком, то увидите, что изображения черно-красные, почти монохромные. До сих пор искусствоведы размышляют над вопросом: это авторская аскетичная палитра или результат воздействия окружающей среды - высокой температуры в результате пожара, ультрафиолета, влажности, многократной смены температуры с плюсовой на минусовую? Вопросы, касающиеся именно этого памятника, Церкви Спаса Преображения на Ильине улице, находятся в процессе решения. Но есть и конкретные результаты по этой тематике. Сначала мы провели температурный эксперимент и составили шкалу температурных переходов основных цветов, и теперь знаем, какой цвет при какой температуре как меняется. На основании этих данных мы проводим цифровую реконструкцию отдельных фрагментов фресок, получаем одобрение искусствоведов. Сейчас готовим первую публикацию на эту тему.

Наши исследования фрески с изображением трех апостолов из церкви Симеона Богоприимца Зверина монастыря Великого Новгорода показали, что под воздействием температуры желтая охра за считанные минуты превращается в красную. Мы рассказали о результатах наших исследований искусствоведу Т.Ю.Царевской. Дальше она начала разбираться с летописными записями и обнаружила, что недалеко от этой фрески находилось деревянное крыльцо. В летописи отмечается, что в 1471 году, когда Иван III завоевывал Великий Новгород, церковь "огорела". С моей точки зрения, это довольно яркий пример, когда гуманитарные и естественно-научные направления находят общий язык, и наша совместная деятельность дает такие замечательные результаты. Я хочу подчеркнуть, что это не просто умозаключение, а заключение, подкрепленное физико-химическим экспериментом.

- Есть и другой пример перерождения колорита, - присоединяется к беседе О.С.Филиппова. - В барабане Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве изображены три архангела - в желтых, зеленых и красных одеждах. У двух первых складки прорисованы белым цветом, а на красных одеждах складки черные. Когда мы исследовали элементный состав, выяснили, что в этих черных полосах очень много свинца. Следовательно, использовали свинцовые белила или карбонат свинца, не очень устойчивое соединение к внешним воздействиям (температура, влажность, некоторые виды бактерий). Оно со временем переходит в почти черный оксид свинца. И примеров почерневших памятников много - у нас, в Грузии, Европе. Мы показали, что в нашем случае в черных складках на красных одеждах присутствовали изменившиеся свинцовые белила, а белые складки на одеждах других цветов нарисованы устойчивыми известковыми белилами, потому они не переродились. На основании полученных данных мы провели реконструкцию фрагмента фрески, в результате чего показали, что одежды всех цветов изначально были изображены в одном стиле.

Фреска с изображением Святого Георгия. Слева - вид в настоящее время, справа - реконструкция
Также нам удалось поработать с фреской Георгия Победоносца из Георгиевского собора XII века Юрьева монастыря Великого Новгорода, которая чудом сохранилась. В настоящее время плащ Св. Георгия черно-коричневый, местами проступает красный цвет. Мы исследовали элементный состав, обнаружили значительное содержание свинца, поэтому предположили перерождение цвета. Подключились коллеги-искусствоведы и сообщили, в одеждах какого цвета изображают Георгия Победоносца, оказалось, что плащ всегда ярко-красный. В результате был сделан вывод, что переродившиеся свинцовые белила затемнили красный цвет плаща.

- С Георгиевским собором связана еще одна история, - добавляет Андрей Юрьевич. - Фрески XII века сохранялись в соборе до XIX века. Потом их решили заменить таким способом: старые сбили и использовали в качестве подсыпки под новый, более высокий пол. Не так давно пол вскрыли и обнаружили десятки тысяч фрагментов фресок разной величины. Некоторые настолько большие, что на них умещается целый лик святого. Сейчас находка в руках реставраторов, и они занимаются восстановлением фресковых композиций. Мы приняли участие в работе с этими фресками и обнаружили, что в качестве синего цвета использовали не что иное, как лазурит. В те времена лазурит добывали только в одном месте, в Бадахшане, на территории современного Афганистана, и стоил он в буквальном смысле на вес золота. Наличие или отсутствие лазурита в средневековых памятниках дает искусствоведам право делать предположение, например о статусе заказчиков росписи. Мы изучили опыт работы с лазуритом европейских коллег. Так вот, в Италии в одной из церквей на юге страны лазурит использовали только в знаковых местах фрески, а для фона применяли или "ложный синий" - белила с углем, или азурит. В Георгиевском соборе огромное количество лазурита, он использовался даже в фоновых росписях! Мы сделали публикацию по результатам этого исследованию в западном журнале Herit Sci. 2022;10.

Еще лазурит был обнаружен в Софийском соборе Новгородского кремля, в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря и других церквях - это памятники культуры не просто федерального значения, а из списка ЮНЕСКО. Наличие подобного обширного списка памятников не может не свидетельствовать об уникальных возможностях наших предков.

В завершение хочу сказать, что нам наша работа нравится, мы чувствуем удовлетворение от того, чем занимаемся, и рады тому, что нас поддерживает дирекция лаборатории.

- А еще очень рады, что к нам идет молодежь, - добавляет Ольга Сергеевна. - Та же Наташа Гломбоцкая чуть больше года назад пришла к нам после окончания Дубненского университета. Она училась на химика, но специализация в области искусствоведения ей, судя по всему, нравится. Кроме Натальи в группе есть другие молодые сотрудники.

Ольга ТАРАНТИНА,
фото Игоря ЛАПЕНКО и ЛНФ
 


При цитировании ссылка на еженедельник обязательна.
Перепечатка материалов допускается только с согласия редакции.
Техническая поддержка -
ЛИТ ОИЯИ
   Веб-мастер
Besucherzahler
??????? ?????????