| ||||||
Культура Открывая невидимоеВ № 15 и 16 еженедельника в статье "Заглянуть в глубь времен под куполом собора" я рассказала о поездке в Успенский собор Московского Кремля вместе с сотрудницей ЛНФ Н.В.Гломбоцкой и участии группы нейтронного активационного анализа лаборатории в реставрационных работах. В статью не вошел рассказ художника-реставратора бригады имени В.Д.Сарабьянова Межобластного научно-реставрационного художественного управления А.Б.Гребенщиковой, которая в свой обеденный перерыв провела для меня эксклюзивную экскурсию. Для этого мы спустились из-под купола Успенского собора на верхний уровень иконостаса.- Два основных времени живописи, которую мы сейчас здесь реставрируем, это живопись 40-х годов XVII века, - рассказала Александра. - Это часть композиций "Благовещение" и "Происхождение честных древ господен". Посмотрите, какая великолепная сохранность композиции "Происхождения". На ней изображены калеки, слепцы, которые собираются к колодцу, чтобы получить исцеление. Видите, изображены деревяшки, с помощью которых калеки передвигались. Все эти лики были закрыты записью XVIII века. Верхняя часть композиций попадала под запись - их не было видно из-за икон иконостаса. Здесь прошли все этапы реставрации XX века. Первоначальный, очень жесткий этап, когда просто все промывали, сдирали поздние записи, а позже научная реставрация уже собирала остатки "из того, что было". Несмотря на то, что Богоматерь была видна из-за икон, ее не промыли в протореставрацию начала XX века, а оставили под записью. Сейчас эти записи снимаются только частично. Запись была сделана маслом, повторяла композицию, золото было перешпаклевано и позолочено; интересно, что нимб был просто записан масляной краской охристого оттенка, достаточно темной. Она располагалась ровно по контурам икон, стоящих перед ними. Под ней находится предположительно темперная или клеевая запись, которая появилась достаточно рано, возможно, в конце XVII века. Есть еще третья запись, очень грубая, масляная. А еще была, это подтверждено документами, запись XVIII века, когда закрыли только лики и личнОе - руки, ноги. В некоторых композициях нам удалось отслоить эту запись, мы ее перенесем на новое основание, только с "изнанки", с оборотной стороны. А потом подведем грунт, расклеим профилактическую заклейку, и будет отдельно сохранен памятник - фрагмент живописи XVIII века уже с лицевой стороны. Сейчас думаем, как можно экспонировать такую фрагментарную запись, которую мы сняли. Это относительно редкая технология, поскольку достаточно сложно сохранить и авторский, и верхний слои.
"Происхождение честных древ господен"
- Три яруса таких прекрасных орнаментов, - продолжает Александра, - лихих, легких, на штукатурном основании, они никакими белилами не покрывались. Тут есть процарапанные надписи нескольких поколений реставраторов. "Имел счастье поработать здесь Константин Мурашов. 1895 год" - одна из них. Это время практически начала протореставрации. Есть еще несколько реставрационных записей: где-то отметился сын одного из бригадиров мастеров, которые здесь работали в начале XX века. Он потом стал талантливым реставратором.
Процарапанные надписи нескольких поколений реставраторов Дальше идет очень неудобный полуярус. Что мы еще видим? Это место прилегания первоначальных тябл (поперечных балок, на которые ставились иконы - О.Т.) рубежа XV-XVI веков, штукатурка примазывалась к ним. Так расписали три яруса орнаментов и сразу же иконы поставили. Этот задничек не видел никто, но это богатый царский храм, поэтому даже стена задника оформлена орнаментами. Похвальский придел, который расположен внизу, расписывал, предположительно, Дионисий. Все это закроют иконами, которые сейчас рядом стоят, и еще долго никто этой красоты не увидит, - завершила свою экскурсию Александра. А я подумала, что мне-то посчастливилось увидеть эту красоту и поделиться этой историей с вами. Ольга ТАРАНТИНА, фото автора
|
|