|
Год педагога и наставника
А.Сущевич: "Наша цель - пополнение кадрового резерва ОИЯИ"
На небосводе молодежных образовательных проектов все чаще пульсирует звезда ОИЯИ. Генерирует эти импульсы Группа социальных коммуникаций Учебно-научного центра. В следующем году название группы изменится, расширится деятельность - и этот факт послужил поводом для интервью с ее руководителем Анастасией Сущевич.
Группа была создана в 2017 году. В ее "портфолио" - возобновление работы мастерской "105-й элемент" в рамках Летней школы ("Русский репортер") на базе отдыха "Волга", активное участие в научных фестивалях Geek Picnic, "Наука 0+" в Москве, Казани, сотрудничество в рамках Международного года Периодической таблицы химических элементов, представление ОИЯИ на выставке "Россия" на ВДНХ.
Анастасия, к ярким проектам мы еще перейдем, а что для Группы социальных коммуникаций составляет рутинную работу?
- Для нас она заключается в информационной поддержке мероприятий УНЦ и частично ОИЯИ - всего, что касается школьников, студентов, учителей, родителей. Это студенческие практики, программы, стажировки, школы для студентов, а также научно-популярные мероприятия. Все начинается с подготовительной фазы, с анонса, для которого иногда приходится задействовать все ресурсы, включая видеосъемку, монтаж, серию интервью. В процессе мероприятия освещаем какие-то значимые моменты, берем интервью у студентов или лекторов, проводим экскурсии, для которых совместно с лабораториями мы разработали специальные маршруты, отработали регламент посещений, определили штат экскурсоводов. Особенно креативные посетители умудряются снять флешмоб на экскурсионных точках, которые мы используем с целью популяризации ОИЯИ среди молодежи в наших социальных сетях. По факту завершения мероприятия организовываем посткампанию - размещение интересных видеосюжетов, интервью и так далее для создания резонанса в информационном поле.
Расскажите подробнее о видеоконтенте - кто его создает, каким образом?
- С 2020 года в нашей группе работает телестудия - два оператора-монтажера и продюсер. На протяжении мероприятия мы набираем видеоряд, из которого монтируем короткие яркие сюжеты для дальнейшего распространения. Данную работу мы выполняем не только для нужд УНЦ, но иногда и "под заказ", как например для ОМУС, лабораторий ОИЯИ. Одна из последних глобальных задач - производство видеофильма о многолетнем сотрудничестве ОИЯИ и страны - ассоциированном члене ОИЯИ - в рамках подготовки открытия информационного центра ОИЯИ на базе национальной научно-исследовательской лаборатории в этой стране. Всех карт пока не открою, но могу сказать, что развитие сети инфоцентров - один из новых акцентов в нашей работе. С целью обеспечения ИЦ ОИЯИ необходимым набором информационных материалов наша группа занимается разработкой, а далее адаптацией материалов на разных носителях - от буклетов и постеров до видеофильмов.
А.Байдацкий, О.Радостева, А.Сущевич, Е.Лобода, Г.Соболев
Можете структурно представить всю работу группы?
- По функционалу работа нашей группы делится следующим образом. Первое - это разработка сообщений, включая дизайн, копирайтинг, перевод, корректуру. Второе - систематизация носителей и адаптация материалов под определенный инфоканал: диджитал (интернет и другие цифровые каналы), сайт, социальные медиа свои и партнерские, прежде всего вузов. Третье - непосредственно производство (печать, видеосъемка и так далее) и дальнейшее размещение информационного сообщения в любом виде на информационном канале. Четвертое - прямой контакт с нашей целевой аудиторией. Это организация и участие в научно-популярных мероприятиях: карьерных форумах в вузах, профориентационных встречах в школах, фестивалях науки, включая онлайн-включения (прямой эфир лекций и экскурсий). Этим мы отличаемся от коммуникационных групп лабораторий, распространяя информацию не только о своих мероприятиях, но и об ОИЯИ в целом для узкого целевого сегмента.
Также в рамках работы со школьниками и студентами у нас есть еще один вид деятельности - производство мотивирующих образовательных полиграфических материалов и сувениров. На лекциях и экскурсиях мы мотивируем ребят задавать креативные вопросы, делать предположения в ответах, награждая их брошюрами, значками или магнитами с символикой ОИЯИ.
И конечно, мы постоянно ставим себя на место студентов и школьников, их наставников, думаем и смотрим на мир их глазами, разгадываем их ценности, мотивирующие факторы.
Видимо, с этой же целью вы пригласили в ОИЯИ фотохудожника Марка Кожуру. Расскажите немного о работе с ним.
- Я искала именно такого неординарного фотографа, который производит нетривиальные фотоработы для того, чтобы показать науку в ОИЯИ молодым людям и зажечь в них интерес к ОИЯИ, установкам, исследованиям, проектам, и, конечно, людям! Так как рабочий день специалиста такого уровня стоит очень дорого, временные и материальные ресурсы у нас были очень ограничены. Мы должны были сделать невозможное - показать Марку Институт за два рабочих дня. Да, все семь лабораторий! Да, мы хотели показать настоящих ученых за работой. Именно поэтому в кадр попали сотрудники, в тот момент оказавшиеся на рабочем месте. Фотоработы были продемонстрированы в ДК "Мир" в декабре прошлого (2022) года, на набережной Волги в Дубне (2023), а также в ряде городов и стран на выставках в рамках совместных с ОИЯИ мероприятий.
В прошлом году вы проводили акцию "Письмо ученому". Напомните нашим читателям, в чем она заключалась и расскажите об откликах.
- Акцию мы проводили в рамках проекта "Большая перемена" национального проекта "Образование", который нам дал охват в несколько сотен тысяч людей - такое количество просмотров мы собрали по мероприятию. Дети и даже учителя из российских и иностранных школ писали письмо академику Оганесяну и задавали ему три вопроса. Из всего потока писем Юрий Цолакович выбрал наиболее интересные вопросы, авторы которых были в дальнейшем приглашены на встречу с академиком и на экскурсию в ОИЯИ. Среди победителей был и ученик из Италии, который присоединился ко встрече в онлайн-режиме.
У вас были проекты с Образовательным центром "Сириус"...
-Да! В 2021 году ОИЯИ подписал соглашение о сотрудничестве с ОЦ "Сириус". Нужно отметить, что это место, где ежемесячно собираются более 1000 школьников - победителей олимпиад Всероссийского уровня, самые мотивированные и одаренные ребята. Треть из них представляют естественные науки (физики, математики, программисты, биологи). В центре по последнему слову техники оборудованы научные лаборатории, продуман досуг. Лекторы и наставники - это ученые из разных сфер, но всегда первого эшелона. Таким образом, работа с ребятами ОЦ "Сириус" - это стопроцентное попадание в целевую аудиторию. В 2021-2022 годах мы участвовали в дистанционном онлайн-проекте "Уроки настоящей ядерной физики". Более 600 школьников из 41 региона России и 92 школы приняли участие в сборке камеры Вильсона, фиксировании треков частиц, их классификации, разработке видеопрезентации результатов исследования.
В рамках проекта один из наших волонтеров, Дмитрий Климанский (ЛФВЭ), совместно с ТВ-студией УНЦ записал видеоинструкцию по сборке камеры Вильсона, Сергей Мерц (ЛФВЭ) прочел вводную лекцию о физике частиц, а также теоретическую часть инструкции. В течение месяца ребята изучали информацию об ОИЯИ, физике частиц, искали и классифицировали частицы в собранной ими под наставничеством их педагога камере.
И второй цикл "Уроков настоящего" с Ингой Зиньковской (ЛНФ) в 2022 году по разработке интерактивной карты России с отмеченными промышленными предприятиями. Перед школьниками из 40 регионов России (82 школы) стояла задача изучить предприятия своего региона и отметить потенциальные выбросы тяжелых металлов в атмосферу, а также предложить новаторские идеи для мониторинга и очистки окружающей среды.
Наша группа осуществляла всю организационную, методическую и информационную поддержку, а также размещение новостей до, во время и после проекта. В итоге более 600 школьников узнали об Институте, о нейтронном активационном анализе и других проектах ЛНФ. Такие акции также отвечают нашим целям. А наша цель - пополнение кадрового резерва ОИЯИ.
На чем вы акцентируете внимание в работе?
- На ломке стереотипов среди учащихся, что наука - это очень сложно или даже скучно. В наши дни факультеты физмат направления в вузах испытывают дефицит в абитуриентах, поэтому нашу группу регулярно приглашают в школы и вузы для работы со школьниками именно с целью развеять мифы о науке, рассказать и показать науку в ОИЯИ, продемонстрировать успехи ученых, мотивировать продолжать образование по научным специальностям.
Много волонтеров привлекаете?
- Да. Самых активных ученых и специалистов можно отметить, наверное, человек 30, но всего волонтеров около 50. Например, для работы на фестивале "Наука 0+" в Москве на двух площадках мы формируем десант из 20 человек, по 10 на каждую локацию, через которых проходят по несколько тысяч человек в день. У нас также имеется солидный "штат" лекторов для очных и онлайн-мероприятий. Совместно с некоторыми инфоцентрами в УНЦ сформированы рабочие планы на весь учебный год по проведению онлайн-лекций и экскурсий. Не говоря уже о штате экскурсоводов. На сегодняшний день заявок от школ и вузов на экскурсии так много, что очередь расписана до мая 2024 года. Кстати, при выборе экскурсий для определенных групп школьников мы всегда смотрим, насколько подготовлены дети, какой у них профиль. Совсем равнодушных детей наши молодые ученые тоже не любят. Вопросы необдуманные, пустые глаза сразу демотивируют лектора-экскурсовода. Поэтому мы проводим подготовительную работу: на лекциях в школах раздаем карточки с вопросами, ответы на которые можно получить, только прослушав всю лекцию. Или устраиваем небольшой конкурс на самый интересный вопрос в ходе экскурсии, и потом поощряем самых любознательных памятным значком. В итоге мы перестали видеть на лекциях затылки и мобильные телефоны.
Команда сотрудников ОИЯИ на фестивале "Наука 0+
Перейдем к смене названия и расширению компетенции группы.
- С осени 2023 года у нас появился еще один акцент в работе - информационные центры, которых уже 10. Мы разрабатываем, адаптируем, классифицируем и предоставляем информационные материалы в инфоцентры для их дальнейшего использования в работе с аудиторией на местах. Таким образом, наша деятельность начала концентрироваться вокруг информационной поддержки образовательных инициатив. И это не только лекции или экскурсии, это также и студенческие стажировки, практическая работа в ОИЯИ с приезжающими через инфоцентр ребятами. В ноябре и в декабре у нас две такие практики прошли с ребятами с Камчатки и из Владивостока - двумя нашими самыми активными инфоцентрами. Из Владикавказа также традиционно и часто приезжают молодые люди. Эту работу мы будем продолжать, придумывать новые форматы коммуникации. Предварительно наше новое название - Группа информационного обеспечения образовательных инициатив.
|
О.Радостева, К.Руссо, А.Зубова |
Расскажите о ваших сотрудниках.
- У каждого члена нашей команды своя задача. Есть специалист по организации мероприятий. До недавнего времени очень хорошим профессиональным и классным помощником была Ольга Радостева. Сейчас на этой позиции ее сменила Анна Сумбаева, которая занимается организацией лекций. Анна Зубова - продюсер видеопроизводства, отвечает за цифровые средства передачи информации, осуществляет организацию создания видеоматериалов и выкладывает контент в соцсети, сменив на этом посту Евгению Лободу. Два оператора-видоемонтажера - Глеб Соболев и Александр Байдацкий. Ребят часто привлекает к освещению событий Пресс-центр ОИЯИ, думаю, это говорит о качестве работы наших сотрудников и готовности помочь. Есть в УНЦ сотрудница из ЮАР, Карен Руссо, без которой я не вижу качественной работы нашей группы, она корректирует все наши английские тексты, добавляет хороший лингвистический лоск. Карен помогает не только нам.
Из стран-участниц привлекаете сотрудников?
- Да, и не только стран-участниц ОИЯИ. Постоянные участники наших проектов - молодые ученые и специалисты из Казахстана, Армении, Румынии, Польши, Чехии, Словакии, Египта, Беларуси, Пакистана, Вьетнама.
Если говорить о глобальной цели - сколько сотрудников пришли в ОИЯИ через ваши мероприятия?
- Работая со школьниками, мы понимаем, что сможем увидеть ребят в числе сотрудников ОИЯИ лишь лет через 7-8. Инициативы со студентами дают результаты чуть быстрее. Так как основной путь в ОИЯИ для студентов лежит через базовые кафедры, а теперь еще и через инфоцентры, считать будет проще. И в планах стоит создание автоматизированной базы данных по студентам, ставшими сотрудниками, для отслеживания эффективности нашей работы. Сейчас же совершенно точно могу сказать, что есть приток из МФТИ, МИФИ, МГУ, Воронежского, Томского, Казанского университетов, университета "Дубна" и других вузов. В скором времени мы сможем более детально собирать статистику с привязкой к мероприятиям, которые послужили импульсом для принятия решения поступить на работу в ОИЯИ.
Чем должен вас порадовать грядущий 2024 год?
- Я с большим энтузиазмом жду завершения строительства и запуска коллайдерного комплекса NICA, а также информации от ЛЯП, когда у нас будет новый ускоритель для протонной терапии. Это очень востребованная тема, в своей работе мы часто сталкиваемся с ажиотажем вокруг нее. Людям интересно, тема волнует многих, и наши показатели со старым ускорителем очень впечатляют людей. И еще одно большое ожидание - открытие новых инфоцентров: в Монголии, Вьетнаме, ЮАР.
Галина МЯЛКОВСКАЯ, фото из архива УНЦ
|