| ||||||
Интервью после концертаВ Доме культуры "Мир" в новом формате "Зал на сцене" состоялся фортепианный концерт "Игра в четыре руки" из цикла "Steinway приглашает". Программу представили лауреаты международных конкурсов Дарья Ковалева и Юлия Рогачевская, которые совместно на одном рояле исполнили фортепианные произведения Ф.Шуберта, И.Брамса, А.Бородина и С.Рахманинова.Обе пианистки являются представителями классической русской фортепианной школы и, обладая схожими пианистическими данными, достигли слаженности и органичности в таком непростом виде совместного музыкального исполнения, как фортепианный ансамбль. Виртуозная техника, совершенное владение инструментом и единое художественное понимание музыкального материала позволяют донести до слушателя всю красоту исполняемых произведений, показать богатство и многогранность классической фортепианной музыки. Мы побеседовали с Юлией Рогачевской (на фото) о консерваторских годах, тонкостях совместного музицирования, нюансах диалога музыканта со зрителями и о том, как для артиста важна открытость миру.
Юлия, вы являетесь выпускницей Академического музыкального колледжа при МГК им. П.И.Чайковского и Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского. Многие мечтают обучаться именно там. Какими были для вас консерваторские годы? - Говоря об обучении в консерватории, надо понимать, что музыканты попадают туда, уже обладая достаточными исполнительскими навыками, но именно в ее стенах происходит становление музыканта как личности. Московская государственная консерватория является уникальным местом, где сами стены и воспитывают, и вдохновляют. Мне повезло учиться у выдающихся профессоров практически по всем исполнительским предметам, и я смогла многое почерпнуть, сохранив при этом свою индивидуальность, за что бесконечно благодарна всем своим учителям. Во время обучения у нас, студентов, была уникальная возможность посещать большинство концертов, проходящих в залах консерватории, и этот слуховой "багаж", конечно, тоже сыграл большую роль в моем музыкальном образовании. В целом обучение в консерватории - это удивительное время, когда у музыкантов есть возможность изучить все грани профессии, попробовать себя и в сольном, и в камерном исполнительстве, в педагогической или концертмейстерской деятельности, найти свой творческий путь. Вы многократно выступали в Большом, Малом и Рахманиновском залах Московской консерватории. Какие ощущения испытываешь, когда находишься на этих сценах за инструментом? - Пожалуй, самым неожиданным и удивительным был для меня первый выход на сцену Большого зала МГК. Естественно, я до этого много раз бывала там в качестве слушателя, и зал вызывал, как и у многих, священный трепет и восхищение. Каково же было мое удивление, когда оказалось, что со сцены зал кажется совсем не таким огромным и очень уютным, все страхи мгновенно рассеиваются, и остается только вдохновение. Кстати, первый раз на сцену БЗК я попала именно в ансамбле с Дарьей Ковалевой, мы тогда учились в Академическом музыкальном училище при консерватории и принимали участие в отчетном концерте. Играть на такой сцене всегда большое счастье. Правда, надо признаться, что я не могу вспомнить какую-то негостеприимную сцену, так что я благодарна каждой возможности выступить вне зависимости от зала. Интересно, а сколько вам нужно заниматься в день, чтобы сохранять форму? - Вся моя работа, и концертмейстерская, и педагогическая, неразрывно связана с игрой на рояле, так что специально поддерживать форму мне не приходится, но и для самостоятельных занятий, конечно, требуется находить время. В целом, я провожу за инструментом от двух до восьми часов в день, конечно, иногда и выходные случаются, но больше двух-трех дней я без рояля не могу, начинаю скучать. Музыканту, как творческой личности, важна открытость миру, чтобы наполнять душу новыми впечатлениями... Чем вы вдохновляетесь? - Я очень впечатлительный человек, поэтому меня могут вдохновить самые обычные, на первый взгляд, вещи - природа, общение с близкими, прослушивание музыки, книги, живопись... Очень люблю птиц, мои домашние амадины чудесно поют во время моих занятий. Так что с вдохновением проблем не бывает, главное - выспаться. Фортепианный концерт "Игра в четыре руки" - это совместное музицирование. Как бы вы охарактеризовали это направление - игру в четыре руки. Что в нем уникального, сложного, особенно неповторимого? - Пожалуй, из всех видов ансамбля игра в четыре руки предполагает самый тесный, во всех смыслах этого слова, контакт исполнителей. Музыканты по натуре индивидуалисты, а тут приходится делить с партнером не то что музыку, а один инструмент. Конечно, это рождает определенные сложности, точнее даже ограничения - в таком виде музицирования люди должны очень во многом подходить друг другу, иначе сыграться будет просто невозможно. Не секрет, что у многих пианистов очень разный звук, это малообъяснимо с рациональной точки зрения, но очевидно всем, кто посещает концерты фортепианной музыки, особенно сборные. За один и тот же рояль садятся пианисты, и он звучит совершенно по-разному. Чтобы играть на рояле в четыре руки, надо стать в каком-то смысле единым организмом, найти общий звук, а это доступно не всем. А вообще насколько комфортно вам, как сольному исполнителю, выступать с другими музыкантами? Сколько времени требуется на то, чтобы сыграться друг с другом? - В любой ансамблевой игре всё как в жизни - с кем-то понимаешь друг друга с полуслова, с другим нужно больше времени и труда, чтобы сыграться, а бывает, что и совсем не складывается. Но с Дарьей мы настолько совпали, что не стояло даже вопроса о том, чтобы специально сыгрываться. Помню, что уже на первой репетиции поймала себя на мысли, что не могу различить, где я играю, и где она, настолько схожим оказался наш пианизм. Исполнительство - это всегда диалог музыканта и зала. Давайте порассуждаем, как возникает этот диалог, чем поддерживается интерес к "беседе"... - В последние годы я редко играю традиционные концерты, всегда стараюсь предварить свое исполнение каким-то вводным словом, рассказать и о музыке, и о том, что я в ней нахожу для себя. Мне такой формат лекции-концерта оказался очень близок. И я чувствую, что слушатели по-другому начинают воспринимать музыку, что-то открывают для себя новое, это всегда приятно. Сейчас классическую музыку, к сожалению, слушают немногие, и я с помощью такого формата стараюсь сделать ее более понятной, живой. На ваш взгляд, поиск контакта с публикой довольно-таки непредсказуемый процесс? - Я вообще обладаю высокой степенью эмпатии, обычно хорошо чувствую настроение публики и стараюсь поддерживать интерес к исполняемым произведениям, но определенный элемент непредсказуемости, конечно, присутствует. Одно я знаю совершенно точно: если музыкант действительно любит свое дело и вкладывает душу в исполнение, это не может остаться незамеченным, не может не затронуть душу каждого слушателя. Простой и одновременно сложный вопрос - ваш любимый композитор и что в вас откликается в его музыке? - В жизни каждого исполнителя в разные периоды хочется играть разную музыку, иногда больше тянет на романтику, иногда на классику, но для меня неизменной остается только любовь к И.С.Баху. Эту музыку я могу играть и слушать бесконечно и каждый раз находить всё новые и новые смыслы, выходя на новую глубину понимания и осмысления. В музыке Баха, как ни в какой другой для меня, находится простор для исполнительского, точнее даже интерпретаторского искусства. Юлия, что для вас является неотъемлемой частью живого выступления? С какими чувствами вы обычно исполняете музыку? - Каждый выход на сцену это особенное событие. То, что происходит во время концерта, нельзя смоделировать ни в каких других условиях. Это как выход в открытый космос. Всё ощущается по-другому - течение времени, выражение музыкальной мысли, то, как музыка отражается в сердцах слушателей, это всё большое чудо и ни с чем несравнимое счастье! Беседовала Элеонора Ямалеева, член Союза театральных деятелей РФ. |
|