Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный № 1154
Индекс 00146
Газета выходит по четвергам
50 номеров в год

Номер 16-17 (4714-4715) от 25 апреля 2024:


№ 16-17 в формате pdf
 

Молодежь и наука

Студенты отчитались о работе

Второй этап IT-школы ОИЯИ - Весенняя школа по информационным технологиям - прошел 15-16 апреля в смешанном формате в ЛИТ ОИЯИ. 31 студент из университетов Владивостока, Владикавказа, Дубны, Москвы, Петропавловска-Камчатского, Санкт-Петербурга, Челябинска представили свои работы, выполненные за полгода под руководством научных сотрудников Института.

- На первый, осенний этап мы приглашаем в основном студентов четвертого курса бакалавриата и второго курса магистратуры, - рассказал в день открытия школы председатель оргкомитета научный руководитель ЛИТ В.В.Кореньков. - То есть тех, кто планирует защитить свои выпускные работы в течение этого учебного года. На первом этапе в течение недели рассказываем о тематике исследований ОИЯИ и ЛИТ, проводим мастер-классы, хакатоны и лекции - делаем всё, чтобы они прониклись нашей тематикой и выбрали себе, условно говоря, консультанта, а бывает, что и сразу руководителя. Вернувшись в свои университеты, они согласовывают выбранные темы бакалаврской или магистерской работы со своими руководителями и, получив согласие, начинают над ними работать. Режим работы разный: у кого-то он удаленный, особенно если это университеты Владикавказа, Владивостока и Петропавловска-Камчатского, хотя как раз из Владивостока ребята приехали сюда на три месяца на практику.

В течение весенней школы мы подводим итоги. Первая ее цель - показать, что было выполнено ребятами за это время. Интересные и полезные работы можно довести до наших стандартов и ввести в эксплуатацию в лаборатории. Вторая цель - потренировать студентов перед предстоящей защитой. Мы анализируем каждое выступление, задаем довольно много вопросов, делаем рекомендации и замечания. В каждый из двух дней школы определяем пять лучших докладов, победителей наградим призами. Надеемся, что многие из них после защиты останутся нашими друзьями, коллегами. Некоторые, надеюсь, будут работать у нас, а если даже и в других местах, связь не потеряем. Мы уже будем знать, кто из них на что способен, и при необходимости приглашать молодежь в любой наш проект на кратковременную или на постоянную работу.

В области компьютинга для мегасайенс-проектов никто специально не готовит специалистов, а этот кадровый ручеек, который мы организовали, позволит получить больше специалистов, знакомых с этой тематикой, и многие из них будут в нашу деятельность включаться. На прошлой неделе мы вместе с коллегами из НИЦ "Курчатовский институт" и Института системного программирования провели рабочее совещание, на котором обсуждали, как будет выглядеть наш IT-консорциум (соглашение о его создании было подписано 5 февраля - О.Т.) и та научная IT-инфраструктура, которую мы сейчас совместно создаем, как будет организовано взаимодействие с руководством коллабораций, использующих эту инфраструктуру: хранение, анализ и обработка данных. А сегодняшняя школа создает кадровый потенциал, который мог бы в дальнейшем участвовать в нашем консорциуме, в развитии этой инфраструктуры. Она будет географически распределенной, не только на базе трех наших институтов. Надеемся, туда будут со временем подключаться институты и университеты Центрального федерального округа, Урала, Сибири и Дальнего Востока. А значит, во всех этих регионах должны быть специалисты.

В школе участвовал Д.И.Исрапилов:

- Я руководитель информационного центра ОИЯИ, который открыт в Камчатском государственном университете имени Витуса Беринга. Нашей начальной целью было привлечь студентов к мировой науке, также привлечь и школьников, расширить круг наших абитуриентов, используя в том числе бренд ОИЯИ. Мы не ставим целью привлечь всех наших студентов в Объединенный институт, но вовлечь их в науку мы должны. Участие студентов Камчатского университета в такой школе говорит о том, что задача выполняется, и это хорошо. Мы хотим посмотреть, что требуется изменить в их подготовке, чтобы результаты были лучше.

Вместе со своими студентами приехал завкафедрой МИФИ А.А.Артамонов:

- Сегодня прозвучал хороший цикл докладов по тестированию и разработке систем мониторинга серверного оборудования. Ребятам есть над чем работать, но в целом хорошее начало положено. Что касается наших коллег, а это молодежь из МИФИ и Южно-Уральского университета, они все на подъеме, все готовы продолжать эту тематику: студентка первого года магистратуры Дарья Подрядова из Южно-Уральского госуниверситета делает рекомендательную систему, протестировала ее вместе с коллегами из Дубны и хочет, чтобы она была внедрена на следующем этапе, а также продолжить работу в рамках этого направления. Иван Соколов делает собственную систему, связанную с визуализацией данных, по публикациям сотрудников ОИЯИ. Так что всё хорошо ­- движемся.

Иван Соколов (МИФИ):

- Я после своего выступления получил хороший совет рассказать о том, для решения какой задачи была выполнена работа. Так же как и все участники, выполняю две темы, и перед завтрашним выступлением буду думать, как его доработать, дополнить. О возможности работать в ОИЯИ пока не думал, но хотелось бы.

Эрика Шукринова
Эрика Шукринова (университет "Дубна"):

- Тематика моей работы - разработка фирменного стиля для МИВК ЛИТ, это очень обширная тема. Она немного отличается от других работ секции, поэтому было очень интересно послушать другие выступления, узнала много нового, а такое взаимодействие с людьми в повседневной жизни редко испытаешь, вообще школа - хороший опыт, мне понравилось. В лекциях осенней части школы для меня было много полезного, но не всё, потому что физика - это не мое, да и в информационных технологиях у меня уклон в дизайн. Но было интересно узнать о МИВК, для нас провели хорошую экскурсию, было очень интересно.

- По результатам осенней школы у нас сформировались пять тематических направлений, в которых ребята работали с ноября по март, - рассказывает ученый секретарь школы Д.И.Пряхина. - Сегодня они представляют свои результаты, у кого-то более-менее окончательные, у кого-то - промежуточные. Студенты планируют развивать их на следующей ступени образования, в магистратуре или аспирантуре, а некоторые из выступавших уже работают в нашей лаборатории на какой-то части ставки и применяют свои результаты в реальной работе. Причем это не только студенты университета "Дубна", есть студент Северо-Осетинского госуниверситета, а участники прошлогодней школы из Тульского и Санкт-Петербургского университетов уже активно работают в ЛИТ.

К нашей школе проявляют интерес и другие университеты: на следующей осенней школе, возможно, расширится география участников и тематика направлений. Сейчас помимо задач в ЛИТ, студентам предлагаются темы научными руководителями из ЛРБ, ЛЯП и ЛФВЭ. Думаю, к нам присоединятся в будущем и другие лаборатории.

Владимир Семашко
- К программированию у меня душа лежала еще со средних классов школы, когда оно у нас началось, - отвечает на мой вопрос о выборе специальности представитель третьего поколения династии дубненских программистов Владимир Семашко (университет "Дубна"). - С этим у меня всё получалось куда лучше, чем в остальных областях, и программирование стало для меня гораздо интереснее других предметов. Доклад я сделал с моим максимальным участием. В основном занимался серверной частью проекта, но также и инженерными сетями.

- Мы создаем геоинформационную систему Института, состоящую из различных крупных частей, - уточняет научный руководитель С.В.Семашко (ЛИТ). - Получается так, что все принимают участие во всех частях проекта - в чем-то больше, в чем-то меньше.

Осенняя часть школы была для вас полезна? - вопрос Владимиру.

- Не уверен, у меня неоднозначное отношение к теории, я больше специализируюсь в части практического применения программирования и обучения на ходу. Получается хорошо: и быстро усваивать какую-то информацию о новом методе, и на ходу требуется что-то находить, внедрять, как-то модифицировать уже устоявшиеся методы решения проблем.

Ваши бабушка и дедушка (сотрудники ЛВТА Галина Львовна и Владимир Иванович Семашко) повлияли на увлечение программированием и выбор специальности?

- Конечно, повлияла бабушка, дедушку я уже не застал в живых. А с бабушкой я много времени проводил в детстве, до школы, и тогда она уже начинала прививать мне любовь к программированию.

Никита Ильин
С докладом "Автоматизация распределенной обработки потока данных эксперимента BM@N на основе платформы оркестрации задач" выступил Никита Ильин (университет "Дубна"): Я не успел принять участие в осенней школе, сам нашел научного руководителя и написал ему на почту. Мы встретились и начали взаимодействовать. Мне нравится тематика, связанная с серверной обработкой, а он мне предложил очень интересную тему, где нужно разбираться в новых вещах.

Сейчас я учусь на первом курсе магистратуры, работаю в Яндексе в смешанном формате и занимаюсь научной работой. Надеюсь после защиты диплома начать работать в ЛИТ.

Поделился впечатлениями и коллега Никиты по университету Петр Дорошев: Лично для меня школа - это хорошая возможность попрактиковаться в публичных выступлениях. По сути, это был первый опыт, и, конечно, довольно волнующий, но очень важный для меня. Это всё пригодится в будущем, поэтому я очень благодарен организаторам за то, что они создали такую возможность. Я услышал довольно интересные доклады, полезно узнать, чем занимаются другие, в каких проектах они работают.

Петр Дорошев Алан Газзаев

О себе и земляках из Северо-Осетинского госуниверситета рассказал Алан Газзаев (университет ИТМО, Санкт-Петербург):

- Мы приехали из Владикавказа двумя командами. Первая занимается разработкой каталога событий для установки SPD, вторая разрабатывает базу данных, содержащих необходимую информацию о компонентах установки. Всего мы сделаем на школе шесть докладов. Были интересные доклады, например касающийся системы оркестровки процессов, это похоже на то, чем мы занимаемся, только на BM@N. Я участвую в проекте в ЛФВЭ еще с бакалавриата, а сейчас уже стал сотрудником ОИЯИ, остальные ребята также работают с младших курсов. Например, третьекурсники физико-технического факультета СОГУ, которые приехали на эту школу, уже задействованы в проектах ЛФВЭ. И свои дипломные работы они будут защищать по этим темам и, я думаю, приедут сюда работать.

Алана дополняет научный руководитель Ф.В.Прокошин (ЛЯП):

- Немного поясню: реализуются два проекта - база данных оборудования установки SPD и ивент-индекс, каталог физических событий этого эксперимента. По первому проекту мы работаем полгода, по второму - около года. Проект ивент-индекс базируется в том числе на опыте, полученном в эксперименте ATLAS, используем идеологическую концепцию, но реализация осуществляется совершенно на другой платформе, с использованием других средств и с адаптацией под эксперимент. Оба проекта находятся на стадии прототипирования. Поскольку проект ивент-индекс более многокомпонентный, в нем пока разработана половина компонент. По мере готовности других систем для эксперимента SPD мы будем и дальше развивать наш проект. Я надеюсь, что студенты во время выполнения этого проекта повысят свою квалификацию, останутся с нами и продолжат это дело.

Ольга ТАРАНТИНА,
фото Игоря ЛАПЕНКО
 


При цитировании ссылка на еженедельник обязательна.
Перепечатка материалов допускается только с согласия редакции.
Техническая поддержка -
ЛИТ ОИЯИ
   Веб-мастер