| ||||||
Институт день за днем В ОИЯИ подвели итоги ежегодного соцопросаОбработаны результаты уже ставшего традиционным опроса по определению социальной удовлетворенности персонала. В конце 2023 года в анкетировании приняли участие более шестисот сотрудников Института, и его результаты показали, что за прошедший год вырос совокупный индекс удовлетворенности персонала: с 63,9% по итогам опроса 2022 года до 65,35% - в 2023 году.Социальная удовлетворенность персонала организации - многофакторный показатель, включающий удовлетворенность различными элементами социальной среды организации. Это одна из важнейших составляющих качества жизни людей, показатель их социального самочувствия, чему в Институте всегда уделяли повышенное внимание. Знание "проблемных зон" удовлетворенности персонала позволяет руководству выстраивать эффективную краткосрочную и долгосрочную социальную политику внутри организации. В 2023 году в исследовании приняли участие 630 сотрудников ОИЯИ - больше, чем в предыдущие годы исследования (572 человек в 2022 году, 524 человека в 2021 году). В исследовании участвовали сотрудники всех лабораторий и подразделений ОИЯИ. Среди участников опроса-2023 - представители различных служб и отделов Института, включая Спорткомплекс, ДК "Мир" и Универсальную библиотеку имени Д.И.Блохинцева. "Отрадно видеть рост числа сотрудников, которые тратят свое время на заполнение довольно большой анкеты. Хотелось бы, конечно, в будущем приблизиться к стопроцентному охвату. Но тут важно понимать, что все-таки соцопрос - это не "книга жалоб и предложений", это серьезное социологическое "обследование" коллектива, всестороннее выявление аспектов удовлетворенности работой. Анкета состоит не из случайных вопросов с вариантами ответов от 1 до 10. В основе исследования лежит научная методика проведения социологических опросов трудящихся, которая разрабатывалась еще в прошлом столетии прославленными советскими социологами такими, как В.А.Ядов, Т.И.Заславская (основатель ВЦИОМ - прим. ред.), Ю.А.Левада и многими другими. Необходимо, чтобы сотрудники понимали и этот аспект опроса и не отказывались от участия, руководствуясь соображением, "зачем мне отвечать, я уже отвечал в прошлом году и ничего не поменялось...", - объясняет Ольга Крупа, ведущий аналитик Департамента научно-организационной деятельности.
Сохраняется тенденция прошлых лет: более активно в опросе участвуют сотрудники в возрасте до 35 лет (доля "молодых" респондентов составила 36%). Средний возраст респондентов составляет 43 года, медианный - 39 лет. Треть опрошенных составили женщины, 64% - мужчины. 90% респондентов - граждане РФ; 8,5% опрошенных - граждане других государств: Казахстана, Азербайджана, Вьетнама, Беларуси, Индии, Румынии, Словакии, Узбекистана, Болгарии, Таджикистана и ряда других стран. "Неудивительно, что участвует больше молодых сотрудников. Ведь именно стараниями ОМУС в 2018 году в Институте зародилась традиция проведения ежегодного опроса. Тогда возглавлявший ОМУС Александр Верхеев обратился в университет "Дубна" с просьбой помочь провести в ОИЯИ опрос молодых научных сотрудников и специалистов с тем, чтобы выявить их чаяния и надежды. Старший преподаватель кафедры социологии университета "Дубна" Татьяна Балуева разработала методологию проведения полноценного, грамотного социологического обследования, которая с тех времен практически не изменилась", - комментирует Ольга Крупа. Индекс социальной удовлетворенности персонала в 2023 году несколько вырос по сравнению с результатами прошлого года и составил 65,35% (для сравнения: 63,9% в 2022 году; 64,1% в 2021 году). Самое важное - условия и организация трудовой деятельностиКак и в исследованиях предыдущих лет, наиболее важными для сотрудников Института в целом выступают условия и организация трудовой деятельности, а также содержание труда. Эти два показателя располагаются на первых местах по важности для большинства категорий сотрудников. По всей совокупности индикаторов удовлетворенности организацией и условиями труда доля вполне и скорее удовлетворенных составляет 75,4%. Режимом и графиком работы удовлетворены 93% опрошенных сотрудников, материально-технической обеспеченностью - 80%. Несмотря на столь высокие показатели, в открытых вопросах респонденты высказывают ряд замечаний и предложений. Как и год назад, поднимается тема официального закрепления возможности удаленной работы - для сотрудников, рабочие задачи которых "не требуют непосредственного нахождения на рабочем месте" или "постоянного присутствия в Дубне". Также респонденты говорят о возможности введения гибкого графика работы для научных сотрудников.
Значительная часть ответов касается качества рабочих мест и помещений. О том, что назрела необходимость проведения ремонта, говорят сотрудники ЛФВЭ, ЛЯП, ЛИТ. Сотрудников ЛТФ, ЛЯР, ЛФВЭ беспокоят проблемы с качеством работы систем вентиляции и отопления, а также отсутствие кондиционеров. Что касается социального климата, в целом большинство опрошенных (88,4%) оценивают сложившиеся в их трудовом коллективе отношения как хорошие или скорее хорошие (85,6% опрошенных в 2022 году). Вполне или скорее удовлетворены сложившимся в коллективе социальным климатом 89% опрошенных (86% в 2022 году). В качестве возможных форм "налаживания неформальных отношений между сотрудниками" предлагаются "клубы по интересам (настольные или компьютерные игры, йога или бег, поиск кладов и т.п.)", развитие волонтерского движения и даже организация субботников. Как отмечали респонденты, Институт может создавать платформу для общения, а также периодически поощрять подобные хобби различными бонусами. К примеру, дарить билеты в театры или экскурсии на выставки. Что касается взаимодействия сотрудников с руководством в Институте, его можно охарактеризовать как хорошо налаженное. Так, 76,6% опрошенных удовлетворены возможностью обратной связи с руководством (73% в 2022 году). Отношения сотрудников с непосредственным руководством характеризуются высокой степенью открытости и доверия: 89,5% респондентов отметили, что могут обратиться к своему непосредственному руководителю с вопросами профессионального характера, 90% утверждают, что могут открыто высказать свои идеи и предложения. 72% опрошенных указали, что при необходимости могут обратиться к руководителю с вопросами личного характера. Также важным показателем для оценки удовлетворенности трудом выступает и то, в какой мере работа предоставляет возможности для самореализации и саморазвития. Согласно полученным результатам, 68% респондентов вполне или скорее удовлетворены ситуацией. В целом респонденты согласны, что "карьерный рост мотивирует работников, препятствует профессиональному выгоранию и позволяет поддерживать интерес к профессии", однако этот карьерный рост не должен быть "просто на бумаге", а должен сопровождаться реальными улучшениями, в том числе в материальном плане. Молодые сотрудники Института более оптимистично настроены в отношении развития карьеры: 36% опрошенных в возрасте до 35 лет оценивают свои карьерные перспективы как высокие или очень высокие, среди сотрудников старше 35 лет такие оценки дают лишь 28% респондентов. Материальное положение и условия проживанияВторая по степени важности группа показателей включает материальное положение и условия проживания. Несмотря на увеличение реальных средних доходов, удовлетворены текущим материальным положением лишь 43% опрошенных, из них 9% полностью удовлетворены. 40% респондентов отмечают ухудшение материального положения за последний год и снижение потребительских возможностей. По-прежнему фиксируется значительный разрыв между реальными и желаемыми доходами. В большей степени это расхождение заметно у рабочих и специалистов, у женщин по сравнению с мужчинами, у респондентов в возрасте до 35 лет. Структура материального поощрения, по мнению респондентов, требует значительного изменения. Поскольку премии и другие виды надбавок - вещь нестабильная (варьируется как размер, так и периодичность выплат), сотрудники фактически не имеют возможности планировать свой бюджет. В условиях "турбулентной" окружающей среды респонденты хотели бы большей стабильности своих доходов. Достижение этого возможно лишь за счет повышения базового оклада у всех категорий работников. Кроме того, считают опрошенные, оклады должны быть "приведены к единой тарифной сетке" в зависимости от должности, а не от подразделения Института. Согласно полученным данным, почти 68% анкетируемых проживают в собственном жилье; 9,8% - в съемном (с частичной компенсацией за счет Института или без нее), 12% - в служебном жилье. 5 % живут в общежитиях ОИЯИ. При этом 76% опрошенных скорее или вполне удовлетворены текущей ситуацией с жильем (74% в исследовании 2022 года). Половина участников опроса заявила о потребности в улучшении жилищных условий. Респонденты говорят о необходимости расширения спектра жилищных программ Института и доступности их для всех категорий сотрудников. Социальная инфраструктура ОИЯИ и ДубныСоциальная инфраструктура ОИЯИ и города традиционно занимает в общем рейтинге важности третье место. По сравнению с 2022 годом, выросла доля удовлетворенных социальной инфраструктурой ОИЯИ - до 77%. Опрошенные позитивно оценивают происходящие изменения, в частности многие отметили новую проходную на площадке ЛЯП. Вместе с тем остаются сферы социальной инфраструктуры Института, в которых респонденты фиксируют отсутствие изменений несмотря на все высказываемые ими претензии. Прежде всего, это сфера организации питания на территории площадок и ряд вопросов, связанных с благоустройством площадок. По сравнению с результатами исследования 2022 года, выросла доля удовлетворенных школьным образованием (с 45% в 2022 году до 49% в 2023 году), увеличилась доля удовлетворенных сферой услуг (с 66,4% в 2022 году до почти 69% в 2023 году), снизилась доля удовлетворенных ситуацией в сфере здравоохранения (с 50,5% в 2022 году до 48,3% в 2023 году) и доля удовлетворенных работой общественного транспорта (с 41,1% в 2022 году до 39,3% в 2023 году), а также доля удовлетворенных объектами и учреждениями социально-культурного назначения (с 72% в 2022 году до 70% в 2023 году). Как и в прошлом году, наименьшая удовлетворенность среди отраслей социальной инфраструктуры зафиксирована в сфере общественного транспорта. Традиционно эти проблемы связаны с двумя направлениями: состоянием общественного транспорта внутри города и организацией междугороднего сообщения (прежде всего, Дубна - Москва - Дубна). Еще одна отрасль городской социальной инфраструктуры, по которой респонденты демонстрируют высокий уровень неудовлетворенности, - здравоохранение. В 2023 году, как и два года назад, респонденты возвращаются к проблеме нехватки в городских поликлиниках узких специалистов - как взрослых, так и детских. В 2023 году у здравоохранения и общественного транспорта появился достойный конкурент: вопрос точечной застройки города. Несмотря на вполне осознаваемую проблему нехватки нового жилого фонда, респонденты опасаются последствий "бессистемной застройки" без создания социальной инфраструктуры в виде детских садов, школ, поликлиник. Ряд комментариев затрагивает вопросы сферы дорожного хозяйства и городского благоустройства: много претензий к качеству уборки, особенно в осенне-зимний период; отмечается, что в черте города практически отсутствуют велодорожки, и это снижает доступность объектов; отсутствуют общественные туалеты. Жителям хотелось бы видеть в городе больше оборудованных прогулочных парковых зон "с современным дизайном" и рекреационных зон, мест семейного отдыха. Существующие парки и скверы необходимо поддерживать в чистоте и следить за их состоянием. Организация научной деятельностиВ среднем 84,8% опрошенных удовлетворены организацией научной деятельности. Увеличилась удовлетворенность по таким индикаторам, как возможность публикационной активности (90,4%), работа диссертационных советов Института (91%) и материально-техническая база для защиты диссертаций (88,5%), а также организация научных конференций и мероприятий (90,8%). Некоторое снижение фиксируется по индикатору "конкурсное финансирование и научные гранты": доля удовлетворенных составляет 68,6%. В комментариях к опросу заметна тревога респондентов по поводу научного будущего Института, сохранения и развития научного сотрудничества с ведущими мировыми научными центрами, сохранения международного статуса и престижа ОИЯИ. Обратная связь и информированиеПо результатам исследования, 72,5% участников опроса удовлетворены системой информирования внутри организации. Однако отмечается, что в Институте не функционирует система "жалоб и предложений" по текущим вопросам и проблемам. Респонденты считают, что помимо личного обращения в организации нет никаких инструментов обратной связи. В Институте остро стоит проблема создания ресурса, где сотрудники могли бы оставлять свои вопросы, предложения, пожелания по хозяйственным, производственным и другим вопросам и получать обратную связь от соответствующих служб. Именно поэтому ежегодный опрос рассматривается как такой инструмент, благодаря которому можно донести свои проблемы до руководства, некий аналог "горячей линии". Важно широко информировать сотрудников об итогах данного исследования, о планируемой работе и тех изменениях, которые происходят в Институте на основании данных, полученных по результатам анкетирования, даже если эти изменения незначительны - только так можно повысить лояльность и вовлеченность сотрудников ОИЯИ в дальнейшие опросы. Материал подготовлен на основе аналитического отчета по результатам социологического исследования социальной удовлетворенности персонала ОИЯИ в 2023 году, руководитель исследования - старший преподаватель кафедры социологии и гуманитарных наук университета "Дубна" Татьяна Балуева
|
|