Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный № 1154
Индекс 00146
Газета выходит по четвергам
50 номеров в год

Номер 27 (4725) от 11 июля 2024:


№ 27 в формате pdf
 

ДК "Мир"

Каждая новая работа - это путешествие к результату

6 июля в выставочном зале ДК "Мир" прошла встреча с художником, автором выставки "Отзвеневшее... оно не исчезает" Сергеем Борисовичем Микрюковым (на фото).

Зрители узнали о нюансах техники, поговорили о необычном творческом пути художника, секретах создания произведений и многом другом.

Сергей Борисович необычный художник. Он нашел собственный художественный язык - удивительный сплав дерева, резьбы и живописи. Теплый цвет и фактура дерева просвечивает сквозь сложнейший колорит его изображений. В своей работе Сергей Борисович использует все доступные материалы и инструменты. Главный прием - работа "живой рукой", без циркуля и линейки. Резьба обязательно красится, расписывается и тонируется. Каждое произведение пронизано глубоким смыслом и уникальными идеями художника. Эта выставка становится для посетителей настоящим источником вдохновения и креативных идей. Мы поговорили с автором о тех гранях творчества, о которых не всегда задумываешься, соприкасаясь с произведениями искусства.

Сергей Борисович, первое, что мы видим на афише - название. Поясните, как оно отражает ваши работы?

- Мне кажется, оно достаточно очевидно - мы все помним (и часто переживаем в воспоминании) что-то лично значимое, важное. Это может быть событие, эмоция, встреча, прочитанная книга, первый поцелуй… Так и в представленных на выставке работах есть мое возвращение к прошлому. А если иметь в виду, что я молодой (в кавычках) художник, то мне есть что и вспомнить, и снова пережить. Представляю, как лет через тридцать в профессии надо будет мучительно бегать за вдохновением… А пока в этом году отмечаю пятилетие выставочной деятельности. Двадцать пять выставок, групповых и персональных, это радует.

Резьба и роспись по дереву - сочетание уникальное. Как возникает образ будущего творения?

- Образ будущей работы - вещь не контро­лируемая. Все как у Ахматовой - "Когда б вы знали, из какого сора растут стихи…" Идея-образ приходит откуда хочет. Потом всё превращается в перевод ограничения в возможности и находки: материал (не тот размер, трещины, сучки), инструмент (хотелось бы это, но его нет), наличия или отсутствия какой-то краски или нужного сейчас лака - все варится в котле работы. Если вы писали стихи, то поймете - пока не сложились все строки, нет ни еды, ни питья…

Это правда! А вот краски, они накладываются на цвет дерева и рождается особый сплав оттенков. Его заранее можно предугадать?

- Предугадать ничего невозможно. Да и не нужно. Каждая новая работа - это толчок, импульс, путешествие к результату, который никому не известен, ни мне, ни доске. В самом начале перед тобой просто доска, с ней еще надо подружиться. Конечно, уже есть опыт, уже рука многое делает как бы сама, ты даже иногда не смотришь, а ловишь новое пред­ощущение будущего цвета, фактуры, плотности тона или композиционного напряжения. Но до самого финала, до последнего слоя лака сохраняется тайна. И только на следующий день, когда лак высохнет, ты увидишь: вот он - цвет. Бывает, что всё получилось не то, не так. Попытки исправить работу, как правило, - пустое, на это порой уходят месяцы переделок. Выбросить бы, но жаба давит. Самые главные и сильные для меня работы всегда получались за несколько дней, без пауз, без какой-то оглядки на их актуальность или красоту. Сейчас, когда смотрю на свою "классику", точно знаю - повторить их невозможно, как они такие получились - не знаю.

Найти свой язык для того, чтобы творить, - это значит распознать в себе особенный дар. Помните сам момент распознавания?

- Про дар ничего не скажу. Не знаю. Мое делание началось с сугубо прикладной необходимости: сработать из дерева что-то по своему деревенскому дому и украсить сделанное. Я лет десять так тренировался. Рамы, лавки, мебель, наличники - много всякого, пока рука не стала чувствовать и материал, и инструмент. Я же вначале, как городской житель, боялся и стамесок, и фрезера, гадал каждый раз, что же получится в итоге. А меня кусали и жалили: доска - бесконечные занозы, только взял в руку стамеску - сразу порез. Долго, не сразу, понял, что вот уже давно не думаю об инструменте, а думаю о задаче и мечтаю о результате. Возможно, тогда и случилось это соединение материалов и технологий. Пришла новая живопись. Мой неореализм - так называю этот стиль.

Ваши работы буквально осязаемы, в них можно ощутить движение мысли, чувств и вложенных сил. О чем говорят со зрителями ваши произведения?

- Это решит зритель. Я не хочу и не наде­юсь его поучать уму-разуму. Вопрос о смысле и задаче искусства обсуждался миллион раз. Мне это не интересно, хотя бы потому, что мне 67 лет. Интересно, важно работать, думать, чувствовать!..

Найти ответ на вопрос "о чем работа" - порой непросто. Как и пройти творческий путь от идеи до воплощения. Каков по времени обычно у вас этот путь?

- Время - вещь субъективная. Иногда кажется, что прошло всего ничего, а на самом деле ты уже недели две-три носишься с каким-то смутным желанием, придумываешь какую-то историю, но всё не то. Потом вдруг кадр-снимок, песня, состояние природы открывает калитку-поток, и ты уже свободно, забыв про всё предыдущее думание, берешь в руки доску и не можешь не работать. Ведь когда ты начал резать, то отрезанного уже не вернуть. Возможно, в том числе это преодоление внутреннего смущения, трусости перед чистым и живым деревом. Придав ему форму и новый смысл, ты изменяешь его навсегда.

Если подумать о главной идее творчества, в чем она заключается для вас? Какое послание вы оставляете миру?

- О столь высоких материях никогда не думал. Скептически отношусь к тому, что мир вдруг как-то завибрирует навстречу - зачем это ему, и так уже перегруженному бесконечным культурным наследием человечества? Как у Басё: "Старый пруд. Прыгнула в воду лягушка. Всплеск в тишине". Работы - это бросок маленькой песчинки в пруд мира. Пойдут, возможно, круги. А куда и что может быть потом - не мое дело…

***

Выставка "Отзвеневшее... оно не исчезает" открыта в ДК "Мир" до 14 июля с 13:00 до 19:00 ежедневно, кроме понедельника.

Элеонора ЯМАЛЕЕВА, член Союза театральных деятелей РФ,
фото Елены ТРОЯН
 


При цитировании ссылка на еженедельник обязательна.
Перепечатка материалов допускается только с согласия редакции.
Техническая поддержка -
ЛИТ ОИЯИ
   Веб-мастер