|
Лекторий Дома ученых
"Современная наука: социальное устройство её идеи"
8 февраля, в День российской науки, в Доме ученых ОИЯИ стартовал лекторий, нацеленный на укрепление взаимодействия ученых естественной и гуманитарной областей наук. С первыми лекциями выступил профессор Виталий Куренной, директор Института исследований культуры НИУ ВШЭ.
Он рассказал о социальном устройстве современной науки, об отношении к науке в разные исторические эпохи, познакомил слушателей с известными мировыми идеологами науки - от античности до наших дней. Частью программы пребывания профессора в Дубне стало также посещение комплекса NICA, где у него была уникальная возможность увидеть крупные физические установки на самом переднем крае современной науки.
Виталий Куренной - известный российский философ, культуролог, переводчик и публицист, специалист в области методов изучения современной культуры, истории современной западной философии, институциональной истории знания, социально-политической теории. В течение трех дней, 8, 9 и 12 февраля, профессор выступал с циклом лекций "Современная наука: социальное устройство ее идеи", в котором представил историко-систематический анализ идеи современной науки и принципов ее социального структурирования. Лектор мастерски раскрыл генеалогический смысл базовых элементов данной системы, формировавшейся начиная с эпохи классических школ Древней Греции и имеющей различную национальную окраску в современном мире.
Виталий Куренной отметил, что наука в том виде, в каком она известна нам сейчас, является феноменом европейской культуры. Можно считать, что истинный фундамент классической науки был заложен в Древней Греции, когда на смену мифологическому, поэтическому мышлению впервые пришло мышление рационалистическое. Формирование института знаний началось с греческого идеала воспитания - гармоничного развития личности, для чего государство должно было создать все условия. По большому счету именно такой идеал лежит и в основе науки в современном ее понимании.
В Средневековье знание ютится в монастырях, библиотеках, пока в 11-м веке в Париже не возникает первый университет. Сформировавшийся у греков теоретический тип отношения к миру сохраняется и в рамках средневекового миросозерцания в виде законченных систем знания, подтверждающих истины Откровения силами "естественного разума". В этот период складывались и развивались начала многих методических подходов, которые гармонизировались со средневековой религиозной картиной, будучи вписаны в рамки теологических норм.
В эпоху Возрождения наука уходит из университетов, и на место городского университетского интеллектуала приходит новая фигура - гуманист. Этот человек не работает в университете, он ищет себе патрона, покровителя, благодаря которому имеет возможность заниматься наукой и продвигать ее в массы. Эпоха просвещенного абсолютизма характеризуется тем, что главным сосредоточением науки становится Академия наук, а знание оценивается с точки зрения его полезности.
19-й век стал веком расцвета университета, и многие исследователи считают, что классическая его модель зародилась в Германии, где были заложены основные принципы образования, которые актуальны и сегодня. Именно здесь наука учебников и энциклопедий превратилась в науку оригинальных исследований, ученый, совмещавший научную и практическую деятельность, занялся профессиональной научной деятельностью и сосредоточился на какой-то одной области науки. Немецкая модель университета подразумевает, что образование ученик получает на протяжении всей жизни, при этом он должен научиться учиться, должен развивать компетенции, а не накапливать знания. В университете главенствующей остается наука: и учитель, и ученик служат ей.
Лучшие черты европейских моделей университетов и организации науки и образования были заимствованы Российской империей, а затем и СССР, что стало основой для создания здесь в 20-м веке уникальной системы производства знаний.
Лекции вызвали неподдельный интерес у аудитории. Виталий Куренной читал их увлекательно, чередуя теоретическую часть с собственными комментариями и анализом и ответами на вопросы слушателей. Присутствующие включились в живой диалог, отмечая, что тема подобрана так, что отражает актуальные вопросы развития науки, культуры, общества и при этом тесно связана с научной проблематикой Института.
Виталий Куренной (в центре) на ускорительном комплексе NICA
Елена Бадави, заместитель руководителя Департамента международного сотрудничества:
"Возможность в прекрасной атмосфере и в кругу единомышленников порассуждать на такие темы - вот истинная роскошь уровня венецианских дожей! И в зале Дома ученых было очень уютно и комфортно. Надеюсь, это стало началом доброй традиции. Огромное спасибо за инициативу и прекрасного лектора! Это такой уровень, такая речь и глубина мысли, что слушать лекции было истинным наслаждением. Было видно, что людям не хотелось расходиться. Начинание считаю абсолютно успешным! Спасибо!"
Людмила Колупаева, заместитель начальника научно-экспериментального отдела физики элементарных частиц ЛЯП:
"Хотелось бы поздравить Дом ученых с запуском нового лектория на стыке естественных и общественно-гуманитарных наук. Для первого блока лекций организаторами была выбрана тема "Современная наука: социальное устройство ее идеи", которую блестяще осветил профессор Виталий Куренной. За три семинара был пройден путь от ученых Древней Греции до сложной структуры современной науки. Несмотря на общеизвестные в целом факты, лектор расставил интересные акценты и привел очень логичное объяснение эволюции устройства науки и ее роли в обществе за многие века. Стоит отметить любознательность аудитории и многостороннюю дискуссию после лекций. Разный жизненный опыт слушателей сделал ее очень нетривиальной. Надеюсь, прошедшие лекции положат начало новой славной традиции".
Александр Незванов, научный сотрудник сектора исследований фундаментальных свойств нейтронов ЛНФ:
"Последние лекции по философии я посещал еще в университете. До сих пор восхищаюсь мастерством моих преподавателей доносить емко и доступным языком, казалось бы, неимоверно обширные темы. Поэтому я был сильно заинтригован, когда шел в Дом ученых на лекцию профессора Школы философии и культурологии ВШЭ. И мои ожидания полностью оправдались! Каждая лекция из представленного цикла была живой, с интереснейшими пояснениями и примерами. Я как будто вернулся в студенческие времена, пополнив свою копилку знаний историческими фактами и анализом идеи современной науки. Очень жду новых лекторов в Дубне, для которых Виталий Анатольевич однозначно установил высокую планку качества лекций!"
Следующая встреча в Лектории Дома ученых назначена на 29 февраля в 16:30.
Перед аудиторией выступит Константин Курылёв, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории международных отношений факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы, с темой "Формирование нового миропорядка: потенциальные сценарии и возможности".
Ксения МОРУНОВА, фото Елены ПУЗЫНИНОЙ
|