Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный № 1154
Индекс 00146
Газета выходит по пятницам
50 номеров в год

1

Номер 9-10 (4300-4301) от 26 февраля 2016:

СПЕЦВЫПУСК:
Александр Михайлович Балдин. Штрихи к портрету


№ 9-10 в формате pdf
 

На 119-й сессии Ученого совета

"Мы получаем поддержку коллег"

Итоги прошедшей 18-19 февраля сессии Ученого совета комментируют директор ОИЯИ академик Виктор Анатольевич Матвеев и главный ученый секретарь Николай Артемьевич Русакович.

В.А.Матвеев выступил на сессии с докладом, в котором обозначил основные итоги 2015 года, а после доклада ответил на вопросы журналистов.

- С каким настроением Объединенный институт входит в свой юбилейный год?

- Мы сегодня с большим воодушевлением смотрим на то, как развивается наше сотрудничество - в первую очередь со странами-участницами и международным сообществом. Мы видим, что наши усилия по развитию инфраструктуры исследований очень хорошо и правильно восприняты. Все видят: мы развиваем то, что нужно миру, что воспринято миром, что востребовано миром. Поэтому нам очень приятно ощущать моральную поддержку всех наших шагов. И если нам дают какие-то советы, то это хорошо продуманные советы. Я вижу, что международное сообщество смотрит на нас как на очень важный элемент сообщества ученых всего мира.

Поэтому у нас возникает праздничное настроение: мы говорим об очень серьезных, трудных вещах, а воспринимаем все это вместе как большой праздник. Это праздник потому, что у нас есть возможность развиваться. И это благодаря тому, что мы получаем очень мощную моральную, профессиональную поддержку. Я думаю, что весь Институт на подъеме: мы действительно развиваемся, идем в правильном направлении, и все шаги, которые мы планируем, правильно восприняты миром, и мы получаем поддержку коллег.

- Какие ключевые направления заставляют мировую общественность поддерживать ОИЯИ?

- Они видят, что мы делаем очень многое из того, что как раз всем миром осознано, прежде всего - вкладываем свои силы, знания, опыт и внимание в молодежь. Надо искать наиболее талантливых людей, заражать их наукой уже на школьной скамье, надо вести работу с учителями, которые преподают детям. Потому что сейчас во всем мире идет борьба за талантливых людей. Молодые ученые - это элита общества, поэтому надо уделять им необходимое внимание, создавать все условия для работы.

Кроме того, мировое научное сообщество осознает, что сегодня нельзя развивать только проект своей собственной лаборатории, своего собственного института. Проект должен быть востребован всем миром, только тогда вы можете надеяться, что он получит должное развитие и в итоге могут быть достигнуты результаты мирового уровня. Наши коллеги видят, что мы становимся элементом развитой части мира, элементом всего передового научного сообщества. Мне очень приятно видеть, что это именно так, что нас понимают и взаимно рождается желание друг другу помогать.

- Наверное, конкретный пример таких проектов в ОИЯИ - мега-сайенс проект NICA. Как будет решаться кадровый вопрос в этом случае?

- Собственно об этом мы и говорим. Во-первых, мы открываем Институт всем молодым людям, которые захотят участвовать в нем. Далее: мы начинаем уделять много внимания распространению знаний о достижениях науки. Вот сейчас мы подготовили буклет для школ: каждая школа в стране-участнице получит специальный буклет, который описывает, что такое Объединенный институт ядерных исследований, какие у него проекты, для чего они созданы. Поэтому есть надежда, что если мы возбудим интерес у молодых людей уже на школьной скамье, то получим молодых талантливых ученых и специалистов. То есть мы должны понимать нашу ответственность, в том числе перед школами, перед молодежью, правильно объяснять, зачем все это нужно, - почему это полезно обществу, почему это полезно людям, почему это нужно странам-участницам. На это надо специально выделять время, и это то, что мы сейчас пытаемся в Институте поддержать.

- Признание открытия новых элементов стало настоящим подарком к 60-летию ОИЯИ. Ваша оценка этих работ?

- Я много раз говорил, что получение результатов в синтезе новых элементов - это огромный успех. За то, что это стало возможным в Дубне, надо снять шляпу перед основателями, которые были очень мудрыми людьми, видели самые главные, важные, узловые проблемы в науке. Открытие новых элементов, как я уже говорил, - это результат на все времена. Многое может меняться, много еще будет новых идей, новых представлений, но есть вещи, значение которых с течением времени будет только глубже осознаваться, укрепляться. Новые элементы - то, из чего мир состоит, и история их возникновения, их роль в эволюции Вселенной, в эволюции Земли, и то, что не успела создать природа просто из-за недостатка времени, мы создаем в наших лабораториях, - это, конечно, величайшее знание. И я думаю, что этим мы навсегда имена нашего Института и его основателей, имя нашего города - наукограда Дубна сохраним на века.

Подготовила Вера ФЕДОРОВА

C докладом о проекте Семилетнего плана развития ОИЯИ на 2017-2023 годы на сессии выступил главный ученый секретарь Н.А.Русакович. По просьбе редакции он рассказал о работе над проектом плана, о некоторых особенностях прошедшей сессии Ученого совета.

- Чем, на ваш взгляд, новая семилетка ОИЯИ будет отличаться от нынешней, которая завершается в этом году?

- Очередной Семилетний план основан на предложениях лабораторий и подразделений, мы их собираем и придаем общий вид. А существенная разница между нынешней и новой семилетками заключается в том, что нынешний план, во-первых, был ориентирован на создание новых установок и модернизацию существующих, а во-вторых, был предназначен для того, чтобы убедить страны-участницы Института в необходимости увеличения бюджета. И так получилось, хотя в то время мало кто в это верил. За эту семилетку бюджет вырос в три раза. И план сыграл в этом существенную роль, возложив на страны-участницы определенные обязательства.

Новый Семилетний план делается в совершенно других условиях, когда наш текущий бюджет составляет свыше двухсот миллионов долларов, и есть обещание-намерение российского правительства отдельно финансировать проект NICA. То есть такой критической ситуации, которая была в начале нынешней семилетки, сегодня нет, и новый план будет выполняться в условиях более-менее постоянного бюджета. Все страны этого хотят и к этому готовы.

Этот план будет продолжением предыдущего. Из трех основных задач, которые должны были завершиться в этом году, мы смогли выполнить только одну - провести модернизацию реактора ИБР-2. Задержка с проектом DRIBsIII составляет примерно год, причем она связана не с финансированием, а с отставанием по строительству. Ускоритель по сути готов, а монтировать его негде. Но на самом деле ситуация не критическая, потому что конкурентов по сверхтяжелым элементам у нас нет. Просто нигде нет такой базы для этих исследований, как в Дубне. С проектом NICA ситуация другая. Первоначальный проект, который был доложен еще в 2006 году на Рочестерской конференции, проходившей в Москве, предполагал построить ускорительный комплекс за три-четыре года. Но он был очень плохо проработан и с точки зрения ускорительной, и по финансированию. И то, что мы сейчас называем NICA, - совсем не то, что было в 2009 году, в канун начала семилетки. Это уже другой проект, более дорогой, более сложный. Хотя и цели и задачи остались, как и в самом начале. Таким образом, этот проект переходит на большую часть новой семилетки.

Ну а в целом нам этот план зачем нужен? Чтобы и для себя обозначить какие-то вехи, и странам-участницам и всему миру показать, что мы собираемся делать в ближайшее время. То есть широко распространить, разослать - это задача простая и понятная. То, что называется английским словом visibility - видимость в мире, у Института нашего не такая высокая. Это надо преодолевать. Мы все время этим занимаемся. И план можно рассматривать как очередной инструмент повышения нашего международного имиджа.

- Что бы вы отметили из мнений, предложений членов Ученого совета, высказанных на общей дискуссии?

- Мы довольно долго обсуждали, что, помимо семилетки, нам нужен некий стратегический план развития. Это и в протокол Ученого совета вошло: для разработки такого плана нужен комитет по стратегии. Примеры такие есть - в ЦЕРН существует такой комитет, который занимается не практическим планированием на ближайшее время, а осознанием того, какое место может занимать институт в будущем мире. Может быть, и мы уже созрели для того, чтобы иметь такой уровень... Конечно, хорошо что у нас есть собрания такого рода, как программные комитеты, Ученый совет, НТС, но они глубоко не вникают в такие вопросы. Нам нужен небольшой комитет, который очень серьезно займется нашим будущим, причем на основе глубокого анализа мировых тенденций. Ведь мы же не изолированы от международной науки, и хотя знаем свои достоинства, свою работу, надо как-то выйти за пределы своего горизонта, пытаться найти свое место в мировом масштабе.

* * *

119-я сессия Ученого совета утвердила решение жюри о награждении профессора Джанпаоло Беллини (Италия) премией имени Б.М.Понтекорво и решение жюри о присуждении ежегодных премий ОИЯИ за лучшие научные, научно-методические и научно-технические прикладные работы.

С научными докладами на сессии выступили Ю.Ц.Оганесян (ОИЯИ) и Н.Локиер (Фермилаб, США).

Дипломы "Почетный доктор ОИЯИ" были вручены Х.Штёкеру, Ю.Ц.Оганесяну и Дж. Хубуа (на снимке слева направо с В.А.Матвеевым и Н.А.Русаковичем).

Евгений МОЛЧАНОВ,
фото Елены ПУЗЫНИНОЙ
 


При цитировании ссылка на еженедельник обязательна.
Перепечатка материалов допускается только с согласия редакции.
Техническая поддержка -
ЛИТ ОИЯИ
   Веб-мастер