| ||||||
8 февраля - День российской науки Наука как образ жизниДень Российской науки отмечался во вторник 8 февраля, он немного не совпал с датой выпуска очередного номера нашей газеты. Однако мы сочли этот праздник поводом порассуждать на тему образа ученого. Какой он в представлении современных молодых людей - подвижник, романтик, скрупулезный зануда или одержим поиском знаний? Интересно также, как проходит первое знакомство с наукой, что запоминается от общения с учителями и корифеями, из прочитанных книг и просмотренных фильмов.
Юрий Северюхин, научный сотрудник ЛРБ, стаж работы в ОИЯИ 12 лет.
1. Научная деятельность для меня - это одно из самых интересных занятий, которые может найти для себя человек в жизни. Это так же интересно, как например, сочинять музыку, писать стихи, рисовать и путешествовать. Работа и образование занимают достаточно большую часть жизни: около 80 процентов. И даже в выходной день я старюсь посетить научно-популярную лекцию, посмотреть документальный фильм о новейших открытиях. Друзья даже часто жалуются, что я слишком много говорю о науке и биологии и совсем не интересуюсь футболом и автомобилями! 2. Я стараюсь регулярно повышать уровень квалификации всеми доступными способами. Первый - это безусловно чтение книг, обзоров и статей. Второе - это прохождение научных школ, курсов, вебинаров. Пробую чаще практиковать разговорный английский язык. Условия в Институте для этого определенно есть, так как здесь много сотрудников из стран-участниц и часто проходят международные студенческие практики. 3. Пожалуй, мой идеал ученого - это Илья Ильич Мечников. И дело тут, наверное, в бесконечном любопытстве этого человека, его желании найти истину, проводя множество экспериментов, внимательно наблюдая за природой и умении находить логику в ее процессах. А сколько внимания уделял этот человек важным человеческим проблемам жизни и смерти, старения, здоровья и поиска смысла жизни! Категорически рекомендую к чтению его труды. 4. Есть поучительная история из университетских времен. Мы с одногруппниками очень переживали за экзамен по электротехнике в университете. И за несколько дней до экзамена я вместе с соседями по общежитию начал подготовку к нему. Подготовка заключалась в следующем: мы ловили халяву в форточке, гадали на картах и кофейной гуще, пытались вычислить вероятность положительной оценки на экзамене со студентом-математиком, выбирали рубашки для похода на экзамен, изучали астрологический прогноз и лунный календарь. С полной уверенностью, что получу хотя бы 4 (раз звезды так сказали), я пришел на экзамен и получил первую и единственную в свой жизни пересдачу. Мораль этой истории в том, что иногда для того, чтобы достигнуть цели, надо что-то делать (например, учить), а не витать в облаках! Денис Комаров, младший научный сотрудник ЛРБ, стаж работы в ОИЯИ 6 лет. 1. Наука занимает большую часть моей жизни. Наука - это не только работа, это способ познания мира, а познание не прекращается потому, что ты закончил работать. Наука многогранна, это и общение с другими учеными, чтение или написание статей, но прежде всего это способ улучшить общество и мир в целом. 2. Современный ученый обладает большим набором навыков. Навыком публичных выступлений, способностью писать научный текст, а также работать с различным программным обеспечением. Один из приоритетных навыков связан с пониманием иностранных языков. С их помощью можно получить современное образование, прочитать новые статьи, хорошо выступить на зарубежной конференции, а также попросить совета на зарубежных форумах. Учебно-научный центр ОИЯИ предоставляет возможность научиться английскому в независимости от текущего уровня знаний. 3. Мой идеал ученого - это Ричард Фейнман. Фейнман был многосторонней личностью, помимо занятий физикой он рисовал, играл на музыкальных инструментах, участвовал в психологических экспериментах. Он прожил долгую жизнь, работал над дюжиной интересных проектов в различных областях физики и является автором лучшего курса по общей физике, а также двух автобиографических книг, которые будут интересны даже тем, кто не знаком с наукой. 4. История связана не со мной, но кажется забавной. Выдающийся немецкий физик Вильгельм Конрад Рентген получил письмо с просьбой прислать... несколько рентгеновских лучей с указанием, как ими пользоваться. Оказалось, что у автора письма в грудной клетке застряла револьверная пуля, а для поездки к Рентгену у него не нашлось времени. Рентген был человек с юмором и ответил на письмо так: "К сожалению, в настоящее время у меня нет икс-лучей, к тому же пересылка их - дело очень сложное. Считаю, что мы можем поступить проще: пришлите мне Вашу грудную клетку". Влад Рожков, младший научный сотрудник ЛЯП, стаж работы в ОИЯИ 4 года 6 месяцев. 1. Вряд ли я смогу сказать, какое конкретно, но в моем рейтинге наука входит в топ-5. Иногда работа захватывает настолько, что я могу уйти домой в 10 вечера, или продолжить работать дома. Главное, что это приносит мне удовольствие и позволяет каждый день учиться чему-то новому. Моя работа - одно из моих хобби. Тем более что наука (физика, биология, медицина...) - вокруг нас, сложно ее не замечать, а тем более не хотеть узнать, как все работает и устроено. 2. Задачи возникают самые разные. Как только хочется сделать что-то лучше, часто возникают вопрос - а как? Действительно ли от этого будет лучше? Начинается процесс изучения. Много информации на английском читаем - попутно учим язык. Помимо английского совершенствуем навыки работы с "плюсами" и Питоном. Узнаем, что с чем-то подобным сталкивались ребята из смежной области, узнаем что-то оттуда. Впоследствии задача решается и результаты появляются в виде публикации, доклада на конференции, семинара. Идет передача опыта... Так или иначе, замечаем мы это или нет, идет постоянный процесс познания, обучения и оттачивания навыков. В ОИЯИ созданы все условия для этого. Так что непосредственно работа в ОИЯИ и решение возникающих задач так или иначе повышает профессионализм, расширяет кругозор, позволяет приобрести новые навыки. А замечательная инфраструктура, коллектив, обратная связь с администрацией только способствуют этому. 3. Сложный вопрос. Естественно, это собирательный образ... Скажу так: я сталкиваюсь с прекрасными учеными на работе каждый день. Нельзя сказать, что это идеал, а это нет. Да и не бывает так. У каждого из коллег есть чему поучиться. Главное хотеть и стремиться. Идеал где-то внутри каждого из нас, и каждая решенная задача, каждый ответ на вопрос делают нас на шаг ближе к этому идеалу... Хотя вот, вспомнилось, как еще в школе прочитал книгу Фейнмана "Вы, наверное, шутите, мистер Фейнман". Я был поражен стремлением автора так или иначе довести любое дело до конца, его жаждой узнать и изучить что-то новое, а также стало понятно, что с хорошим, добрым настроем и известной долей юмора все делается качественнее и быстрее. Это было классе в 5-6-м. Кто такой мистер Фейнман, я узнал позже, его заслуги в области физики я тогда понимал смутно, наверное, даже вообще не понимал. Получается, даже тогда я, впервые познакомившись с известным, замечательным физиком, познакомился с ним как с веселым, находчивым, целеустремленным человеком. Может, это и есть ответ на ваш вопрос? 4. Я почему-то вспомнил историю, связанную не с наукой, а началом изучения науки. Я помню самую первую строку, которую записал в своем первом конспекте будучи студентом харьковского физико-технического факультета. Первая пара была по общей физике, ее вел декан Игорь Александрович Гирка. Он стал перед доской, оглядел нас, повисла тишина, и он сказал: "Записываем эпиграф: удел мужчины - упорный и каждодневный труд!" Второй семестр начался похожим образом, но эпиграф был: "Армию в каре! Ослов и ученых - в середину! Наполеон Бонапарт". Михаил Шандов, научный сотрудник ЛФВЭ, стаж работы в ОИЯИ 5 лет (в апреле будет 6).
1. Сложно оценить, какое место наука занимает в жизни ученого, поскольку занятие наукой - это скорее образ жизни, нежели род деятельности. Работать над решением какой-либо научной задачи - процесс творческий, и заниматься им невозможно только с 9 до 18, вероятно поэтому от сотрудников старшего поколения часто слышишь, что ученый работает даже дома, лежа на диване. В моем случае научные исследования покрывают довольно широкий круг задач из различных областей как теоретического, так и экспериментального характера. Конечно, хотелось бы заниматься решением только теоретических задач, но экспериментальные результаты также очень важны для движения вперед. 2. В первую очередь, профессионализм повышается, когда получаешь опыт в решении задач. Но задачи современной науки невозможно решить без привлечения высокоточного и высокотехнологичного оборудования, если речь идет об экспериментах, а кроме того, и высокопроизводительной вычислительной техники и средств программирования для организации сбора и анализа данных или проверки теоретических моделей. Именно поэтому важно развиваться и в этих направлениях, для чего в ОИЯИ организуются различные обучающие семинары и стажировки. Немаловажно и умение представлять полученные результаты на разного рода семинарах, симпозиумах и конференциях, для чего на базе Института ежегодно проходит две специализированные конференции для молодых ученых, где принимают участие ученые и из других научных центров. Последним, но не по значению, для ученого является умение налаживать сотрудничество и обмениваться опытом с коллегами из других научных центров (в России и за рубежом), ведь для решения большой задачи нужен и большой коллектив единомышленников, а также могут быть полезны экспериментальные и вычислительные мощности. Здесь уже не обойтись без знания хотя бы английского языка, тем более что он в ОИЯИ является официальным, наряду с русским. В моем случае его тоже пришлось вспоминать после школы, поскольку в институте и аспирантуре изучал немецкий. 3. Ни разу ранее не задумывался над этим. Думаю, вряд ли человек идет заниматься наукой ради желания стать для кого-то идеалом. Но попробую выделить некоторых: Ландау - за его активную жизненную позицию и чувство юмора, Туполева - за байку "Некрасивый самолет не полетит", Колмогорова - за подчеркивание важности эстетической стороны в математике и инженера из фильмов серии "Внутри Лапенко" - за собирательный образ представления современных людей о работниках научно-технического профиля. 4. К сожалению, или к счастью, таких историй пока не могу припомнить. Материал подготовили Николай ВОЙТИШИН, |
|