| ||||||
Послесловие к Дню наукиВ докладе "Иностранные языки в России XVIII века и формирование социальных групп" на конференции "Математика. Компьютер. Образование" Е.И.Кислова (МГУ) (см. "МКО как зеркало нашей жизни") представила свое историко-социо-лингвистическое исследование. В 1708 г. по указу Петра I "дети попов и диаконов должны учиться в школах Греческой и Латинских". А кто не захочет, не сможет занять отцовского места в церкви - в то время эти должности переходили по наследству. Через некоторое время возник бурный рост семинарий в России: если в 17-м веке насчитывалось 26 семинарий, то к концу 18-го - 46 семинарий и 4 академии. Число учащихся составляло в 1766 году 4673 человека, в 1888 - 29000. Фактически духовенство сформировало прослойку интеллигенции в России. "Латинскую образованность" вводили, ориентируясь на иезуитские коллегиумы, латынь считалась европейским языком образования, повлияло на процесс и латинофильство царя Петра. Екатерина II, следуя европейским тенденциям обращения к живым языкам, издала указ о народных училищах с преподаванием на русском. Невзирая на царскую волю, на обучение на русском языке не переходили, а классическое богословие вообще было невозможно перевести на русский. Только в 1840 году директивно преподавание на латыни прекратилось, но она осталась учебным предметом. Семинаристы, не желавшие посвящать себя церкви, шли работать в госпитали, переводчиками и ...в науку. Ученые в те времена - неудавшиеся священники. М.В.Ломоносов, окончив семинарию, хотел занять вакантное место священника в Оренбурге, но после проверки его документов оказалось, что он не сын священника. Карьера священника не удалась, а российская наука получила великого ученого.
Императрица Екатерина слушает научные объяснения Ломоносова в его квартире (открытка начала ХХ века). Ольга ТАРАНТИНА
|
|