Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный № 1154
Индекс 00146
Газета выходит по четвергам
50 номеров в год

Номер 36 (4734) от 19 сентября 2024:


№ 36 в формате pdf
 

ИНТЕРВЬЮ в номер

От лаборанта до советника директора

Премия имени В.П.Джелепова учреждена в ОИЯИ в 2010 году. Она присуждается за выдающиеся достижения в области экспериментальных и теоретических исследований, направленных на решение прикладных задач с применением ядерно-физических методов. В этом году, как было объявлено на 136-й сессии Ученого совета ОИЯИ, лауреатом премии стала Марина Владимировна Фронтасьева, кандидат физико-математических наук, советник директора ЛНФ.

Первый вопрос - о Венедикте Петровиче. Был какой-то памятный случай общения с ним?

- Начну с того, что в моей трудовой книжке всего одна запись, которая была сделана, когда я начала работать в ЛЯП, - "Объединенный институт ядерных исследований". Там же я защитила диссертацию, но в ЛЯП в то время было сложно найти работу. А в ЛНФ требовались специалисты в секторе В.М.Назарова, и я перешла работать к нему. И вот идет какая-то конференция, я выступаю с большим докладом. Венедикт Петрович сидит в первом ряду, что-то записывает. После выступления он подошел, похвалил мое выступление и воскликнул: "Как же это я вас упустил?!" Он пожалел, что я перешла в другую лабораторию.

Я училась на кафедре теоретической и экспериментальной ядерной физики физфака Саратовского госуниверситета. Во время Великой Отечественной войны в нашем университете работал Дмитрий Иванович Блохинцев, и мой руководитель диплома, профессор А.С.Шехтер, в те годы был его аспирантом. В 1970-м году я приехала в Дубну с большой группой студентов Саратовского университета, с нами приехал А.С.Шехтер, мы слушали лекции Д.И.Блохинцева. А позже мы пригласили всех к нам домой, пришли не только мои сокурсники, но и сотрудники Института - выпускники нашего университета, пришел и Дмитрий Иванович. Это была незабываемая встреча.

Встреча в Дубне выпускников Саратовского госуниверситета - сотрудников ОИЯИ с преподавателями физфака СГУ.
1977 г.

Кого еще вы можете назвать своими учителями в широком смысле?

- Руководителем моей дипломной работы в ЛНФ были Юрий Павлович Попов и словацкий сотрудник Матей Флорек, с которым в конце 1990-х у нас началось длительное сотрудничество в области нейтронного активационного анализа (НАА). Я долго работала с энтузиастом НАА Владимиром Максимовичем Назаровым. Мы не раз встречались с Г.Н.Флёровым, он был заинтересован в развитии экологических исследований в ОИЯИ. Исследования нашего сектора НАА и прикладных исследований распространяются не только на науки о жизни - биомониторинг воздушных и водных экосистем, геологию, космос, антропологию, исследования пищевых продуктов, но и на материаловедение: бионанотехнологии, анализ новых материалов, в частности синтетических алмазов. Пик нашей активности пришелся на последние допандемийные годы, когда исследования сектора были поддержаны 18 грантами Полномочных представителей правительств государств-членов ОИЯИ и ассоциированных членов, что говорит о большом интересе к прикладным исследованиям в нашем Институте. Мы 30 лет участвуем в программах МАГАТЭ. Вершиной нашей деятельности стала координация работ по программе Комиссии ООН по воздуху Европы в рамках Конвенции ООН по дальнему трансграничному переносу воздушных загрязнений, которая перешла к ОИЯИ в 2014 году. В программе участвуют около 40 стран, которые предоставляли свои данные в специальное программное обеспечение, созданное на облачной платформе ОИЯИ сотрудником ЛИТ Александром Ужинским. Значимость этой программы по контролю состояния воздуха чрезвычайно велика. Доктрины экологической безопасности всех стран начинаются с безопасности воздуха, и, занимаясь решением этих проблем, мы решаем важные общественные задачи. В 2023 году координация по этой программе по известным причинам перешла во Францию.

В нашем секторе всегда активно работали с молодежью, мы принимали и принимаем студентов во время летних и других международных студенческих практик и школ. Тематика нашего сектора пользуется успехом, даже конкурс бывает, чтобы попасть к нам на практику.

Да, в вашем секторе всегда работают дипломники, аспиранты из разных стран, он - самый интернациональный...

- Можно сказать, что мы всегда были интернациональным центром внутри международного Института, за эти годы у нас работали или прошли практику представители многих стран. Все эти годы у нас работают сотрудники из Грузии. Наш коллега из Института физики в Тбилиси Лигури Михайлович Мосулишвили вспоминал, что Дубна помогла им выжить, когда исследовательский реактор в Грузии был остановлен. С приходом Елены Ивановны Киркесали в нашем секторе началась новая волна в исследованиях, которые сейчас успешно развивает Инга Зиньковская, - бионанотехнологии. Это передний фронт науки. Я рада, что в секторе в настоящее время не пропадает интерес ни к экологии, ни к материаловедению, развиваются и медицинские аспекты, связанные с изучением элементного состава биосубстратов.

В область ваших исследований вошел и космос.

- Да, с появлением в секторе астробиологии в ЛРБ профессора Ричарда Гувера (США) у нас начались исследования метеоритов и внеземного вещества. В прошлом году две работы из этого цикла были удостоены премии ОИЯИ. Сейчас мы подготовили новую красивую работу, связанную с космической пылью в Арктике, совместно с В.А.Цельмовичем, сотрудником Геофизической обсерватории "Борок" филиала Института физики Земли имени О.Ю.Шмидта РАН. Летом 2022 года я отважилась съездить в Арктику на экспедиционном корабле "Профессор Молчанов", на котором 100 специалистов и студентов из разных вузов страны путешествовали в течение 26 дней в Северном Ледовитом океане вокруг архипелага Новая Земля. Я выступала в разных странах мира на всех континентах, но именно от Арктики получила колоссальное впечатление. Когда стоишь на палубе, зная, что под тобой многокилометровая глубина, а над головой - бездонное небо, чувствуешь себя частицей Космоса.

А какую из ваших лекций вы запомнили лучше других?

- Наверное, в ЮАР, в iThemba LABS. Меня там поразила сама территория ускорительного центра со свободно передвигающимися по ней дикими экзотическими животным, конечно, хищников там не было, но зебр и антилоп мы рассмотрели. Да, и вообще можно сказать, что самые яркие лекции были именно в ЮАР. И там же состоялся наш грандиозный проект по исследованию водных экосистем южной оконечности африканского континента с изучением элементного состава двустворчатых моллюсков, выросший из начавшегося в 2012 году сотрудничества со Стелленбошским университетом. Благодаря энтузиазму нашего партнера по проекту доктора Жака Безюденота мы получили моллюсков с побережья Мозамбика, ЮАР, Намибии и Анголы, и с помощью НАА на реакторе ИБР-2 сделали оценку экологического состояния всего южного побережья Африки. Этого никто до нас не делал.

Вы являетесь автором и соавтором более 550 публикаций и двух патентов.

- Да, мы публиковали результаты наших многочисленных исследований в виде научных статей, атласов загрязнений тяжелыми металлами ряда европейских государств, вписали свои главы в труды по исследованиям ядерно-физическими методами и стали авторами двух патентов Российской Федерации на изобретение. Что касается моего международного признания, то в прошлом году по рейтингу ведущей научной платформы Research.com, который определяется на основе количества профильных научных публикаций и цитируемости, я вошла в десятку лучших ученых России в области наук об окружающей среде. Я вхожу в редколлегии нескольких международных научных журналов, среди которых стоит отметить The Science of the Total Environment (1989-1997), Ecological Chemistry and Engineering, Journal of Marine Science. Конечно, рецензирование статей отнимает много времени, но и позволяет познакомиться с новыми работами.

Вы уже дано передаете свой опыт и знания молодым.

- Под моим руководством были выполнены 12 кандидатских диссертаций сотрудниками из стран-участниц ОИЯИ, в числе диссертантов можно назвать и сотрудников ОИЯИ Отилию Куликов и Ингу Зиньковскую, которая уже и докторскую защитила.

Вы следите за судьбой своих диссертантов?

- Конечно. И не только за их научными результатами. К кому-то на свадьбу ездила, для чьих-то детей стала крестной мамой, для "нашей Зины", моей любимой Нтомбизиконы Ндлову из ЮАР недавно подготовила рекомендательное письмо для ее поступления на работу в университет Кейптауна. Даже сейчас ко мне обратились из Польши за рекомендацией для диссертации одного сотрудника, когда-то у нас работавшего. Мне кажется, наука всегда была выше политики, и добрые человеческие отношения сохраняются, невзирая на сложную политическую обстановку.

Каким, по-вашему, главным качеством должен обладать исследователь-экспериментатор?

- Интерес и доведение дела до конца. У меня есть такая черта - каждая выполненная работа должна быть доведена до публикации.

Для меня оказалась новостью информация о том, что вы 17 лет бессменно работали ученым секретарем Научного совета РАН по прикладной ядерной физике.

- Председателем этого совета долгое время был Ю.Ц.Оганесян, а меня на должность секретаря рекомендовал член-корреспондент АН СССР В.И.Мостовой. Для меня это было большой честью, люди там собирались очень интересные. Какое-то время я была секретарем совета РАН по космической пыли, который, к сожалению, прекратил функционирование.

Вы много лет руководили многочисленными международными проектами, координируемыми МАГАТЭ и рамочными программами Европейского союза, ООН.

- Я и сейчас руковожу программой МАГАТЭ по Черному морю и являюсь координатором российской научной коллаборации, в которую входят Геологический институт РАН и Институт океанологии РАН. Образцы для анализа с российской побережья Черного моря поставляет нам сотрудник Института океанологии профессор А.Н.Камнев - продолжатель идей В.И.Вернадского. Нам очень везет на коллаборантов! Безусловно, чрезвычайно важна поддержка дирекции нашей лаборатории. Пользуюсь случаем выразить глубокую благодарность директорам ЛНФ Виктору Лазаревичу Аксенову и Валерию Николаевичу Швецову за их постоянное внимание и интерес к тому, чем мы занимались. Аксенов как-то сказал: "Мне приятно вам помогать, потому что я вижу результат!" Что может быть дороже такой оценки?!

Пост скриптум

Марина Владимировна участвует в работе Московского космического клуба, в секции "Проблем космического мышления и Живой этики". В клуб ее привел сотрудник ГАИШ МГУ Л.М.Гиндилис, давно увлекавшийся проблемой внеземного разума, занимавшийся метанаукой. А самое последнее ее увлечение - идеи квантовой биологии. "Наука дает ощущение, что ты что-то значишь, делаешь что-то полезное для людей, - считает Марина Владимировна. - По результатам наших работ где-то принимаются меры к улучшению качества жизни. Не будь этой программы по контролю качества воздуха, наверное, такого ощущения у меня не возникло бы. Я думаю, Венедикт Петрович был бы доволен, что я удостоена премии его имени".

Ольга ТАРАНТИНА
фото Веры КОРЕНСКОВОЙ и из архива М.В.ФРОНТАСЬЕВОЙ
 


При цитировании ссылка на еженедельник обязательна.
Перепечатка материалов допускается только с согласия редакции.
Техническая поддержка -
ЛИТ ОИЯИ
   Веб-мастер